Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат программа форсирования РК.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

Комиссия будет рассматривать  проекты и принимать решения  относительно заключения инвестиционных соглашений для предоставления специальных  условий для инвесторов при реализации крупных проектов. С отдельными крупными инвесторами в исключительных случаях  будут заключаться инвестиционные соглашения для реализации проектов вне территорий СЭЗ, предусматривающие  определенный пакет льгот и преференций, в том числе возможность компенсации  части инвестиций.

Отбор крупнейших инвестиционных проектов и решение по всем льготам  и преференциям в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься Правительством Республики Казахстан. Наряду с индивидуальным подходом работы с инвесторами будет  продолжена работа по продвижению привлекательного инвестиционного имиджа Казахстана (общий подход), включая:

- проведение информационно-презентационных мероприятий (публикации, выставки, официальные встречи, форумы; печатные, телевизионные и электронные СМИ, интернет-ресурсы). Ключевым мероприятием по данному направлению будет создание единого интернет-портала для иностранных инвесторов;

- содействие инвесторам в поиске партнеров, установлении деловых контактов, предоставление необходимой информации.

С целью концентрации усилий на привлечении ПИИ будет систематизирована  деятельность казахстанской части  межправительственных комиссий, где  данные вопросы будут координироваться Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

 

 

 

Повышение инвестиционной привлекательности  СЭЗ и ИЗ

 

СЭЗ и ИЗ будут одним  из базовых инструментов по привлечению  частных инвестиций. Будет снята  отраслевая привязка специальных экономических  зон, основным критерием для компаний станут экспортная направленность производства и производительность труда.

Будет разработан новый закон  о СЭЗ, где помимо существующих льгот  предполагается:

- проработка вопроса предоставления гарантий участникам СЭЗ о стабильности налогового режима на период реализации проекта;

- введение особого механизма в отношении ввоза иностранной рабочей силы на территорию СЭЗ;

- введение механизма оказания услуг участникам СЭЗ по принципу "одного окна".

Будут рассмотрены вопросы расширения сети СЭЗ.

Новые СЭЗ и ИЗ будут  создаваться с учетом наличия  удобных коммуникаций для доставки сырья и поставок готовой продукции.

По такому принципу в 2011 году будут проработаны вопросы создания новых:

СЭЗ:

- "ПТЭЗ "Хоргос - Восточные ворота" на базе МЦПС "Хоргос" - для развития различных видов обрабатывающих производств и транспортно-логистических услуг;

- в г. Караганде на базе ИЗ г. Караганды - для развития металлургии и металлообработки.

ИЗ:

- в г. Алматы - для развития машиностроения, обрабатывающей промышленности, сельхозпереработки и создания строительного кластера;

- в г. Павлодаре - для развития металлургии и металлообработки, химической, фармацевтической промышленности, энергетики и сельхозпереработки.

Кроме того, будут прорабатываться  вопросы создания новых ИЗ в городах  Актобе, Усть-Каменогорске и Уральске.

Для эффективной реализации Программы в рамках СЭЗ и ИЗ будет создана качественная инженерная инфраструктура, отвечающая потребностям потенциальных инвесторов.

В 2012 году будет завершено  строительство индустриальной субзоны  СЭЗ "Астана - новый город" (ИЗ г. Астаны) и дополнительных объектов инфраструктуры СЭЗ "Оңтүстiк" (пожарное депо, грузовой терминал и интегрированный  сервисно-технологический центр), а  также обеспечено подключение существующих предприятий к электрической  подстанции; проведены проектные  работы по СЭЗ "Парк информационных технологий" с учетом изменения  территории; а также будет завершено  строительство транспортной и инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, канализация) ИЗ г. Караганды.

В 2013 году будет завершено  строительство транспортной и инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газификация, телекоммуникация) субзон № 1 и № 3 СЭЗ "Морпорт Актау".

В 2014 году будут проведены  проектные работы по субзонам № 2, № 4 - № 6 СЭЗ "Морпорт Актау"; обеспечен  запуск в эксплуатацию 1-го этапа  СЭЗ "Парк информационных технологий"; проведены проектные работы с  учетом изменения территории и обеспечен  запуск в эксплуатацию 1-го этапа  СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический  технопарк"; обеспечен перевод  земель особо охраняемых природных  территорий в земли запаса и обеспечен  запуск в эксплуатацию 1-го этапа  СЭЗ "Бурабай".

Кроме того, в 2014 году вновь  создаваемые СЭЗ и ИЗ будут  обеспечены достаточной инфраструктурой  для реализации проектов с объемом  выпускаемой продукции:

- СЭЗ "ПТЭЗ "Хоргос - Восточные ворота" - свыше 4 млрд.тенге;

- СЭЗ в г. Караганде - свыше 280 млрд. тенге;

- ИЗ в г. Алматы - свыше 135 млрд. тенге;

- ИЗ в г. Павлодар - свыше 297 млрд. тенге.

Важным фактором повышения  эффективности функционирования СЭЗ  и ИЗ будет привлечение "якорных" (стратегических) инвесторов, в том  числе иностранных, для производства несырьевой высокотехнологичной продукции, с акцентом на освоение рынков Таможенного  Союза, КНР и Центральной Азии.

В целях общего контроля и мониторинга, методологического  и законодательного сопровождения  СЭЗ и ИЗ, Министерство индустрии  и новых технологий РК в 2010 году будет  определено единым уполномоченным органом  по СЭЗ и ИЗ. Координирующими органами СЭЗ и ИЗ будут определены соответствующие  местные и центральные исполнительные органы.

Для управления, поиска и  привлечения инвесторов и предоставления базовых и специализированных услуг  участникам СЭЗ и ИЗ будут привлечены профессиональные компании-операторы (международные) с использованием механизма  частичного возмещения затрат государством.

 

 

 

Развитие государственно-частного партнерства

 

Привлечение инвестиций в  отрасли традиционной ответственности  государства будет осуществляться на основе передачи частному сектору  объектов государственной собственности  при сохранении права распоряжения за государством посредством заключения следующих видов контрактов:

проектирование, финансирование, строительство и эксплуатация (концессия), по которым частный сектор выполняет функции по финансированию строительства или реконструкции, управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии; государство оставляет за собой функции контроля за качеством предоставления услуг, а также может предоставить меры государственной поддержки.

Предполагается передача в концессию:

- участки автомобильных дорог: "Астана-Караганда", "Алматы-Хоргос", "Ташкент-Шымкент-гр.Жамбылской области", "Алматы-Капчагай", "Уральск-Каменка-гр.РФ (на Озинки)", "Астана-Щучинск";

- участников железных дорог: "Жетиген-Коргас", "Ералиево-Курык";

- строительства нового международного аэропорта Кендерли;

- эксплуатация и содержание, по которым частный сектор арендует производственные объекты, несет ответственность перед потребителем, как поставщик услуг, государство сохраняет за собой ответственность за инвестиции при реализации проекта;

- строительство и эксплуатация, по которым частный сектор выполняет функцию по строительству (реконструкции) и эксплуатации объекта, государство отвечает за финансирование реализации проекта в эксплуатационный период;

- управление и содержание (доверительное управление имуществом), по которым частный сектор выполняет функции по управлению и обслуживанию объектов государственной собственности, государство сохраняет за собой общую ответственность перед потребителями за предоставление услуг, за решение задач по расширению, восстановлению и капитальному ремонту объектов.

Важную роль при реализации инфраструктурных проектов сыграют  накопительные пенсионные фонды, для  привлечения средств которых  будет применен механизм выпуска  инфраструктурных облигаций под  поручительство государства.

Государством будет продолжена работа по внедрению принципов проектного финансирования, структурированию и  сопровождению проектов ГЧП с  использованием механизмов синдицированного финансирования и секьюритизации. В  законодательство будут внесены  поправки, обеспечивающие возможность  создания специальных проектных  организаций с особым юридическим  статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Успешная реализация Программы  по форсированному индустриально-инновационному развитию будет способствовать обеспечению  устойчивого и сбалансированного  роста через ее диверсификацию и  повышение конкурентоспособности  в долгосрочном периоде.

Основными качественными  результатами Программы станут рост производительности факторов производства, развитие и укрепление национальной инновационной системы, снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в  процессе индустриализации, рациональная организация производительных сил  индустриального сектора, рост качества человеческого капитала.

Традиционные экспортоориентированные  сектора индустрии исполнят роль локомотивов индустриализации за счет развития производств последующих  переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта от их развития на сопряженные сектора экономики.

Предприятия новых подотраслей промышленного производства - нефтехимии, космической промышленности, инфокоммуникации, производства удобрений, фармацевтики, специализированного машиностроения, керамики, стекольного производства получат устойчивое развитие.

Форсированное развитие агропромышленного  сектора и легкой промышленности на основе внедрения инноваций снизит зависимость экономики от импорта  товаров потребительского спроса и  расширит их экспортный потенциал с  учетом рынка Таможенного Союза, емкостью 170 млн. чел.

Создание и внедрение  наукоемких технологий и конкурентоспособной  продукции секторов "экономики  будущего" позволит Казахстану создать  основы постиндустриальной экономики.

В структуре экономики  увеличится удельный вес несырьевых секторов с ростом доли несырьевого  экспорта до уровня не менее 40 % в общем  объеме экспорта.

Будет достигнуто опережающее  развитие инфраструктуры - энергетической, транспортной, инфокоммуникационной.

За счет снижения административных барьеров, создания условий для развития свободной конкуренции, расширения казахстанского содержания, проведения эффективной тарифной политики, целенаправленного  создания сети предприятий малого и  среднего бизнеса вокруг крупных  промышленных производителей, произойдет решающий перелом в развитии отечественного предпринимательства.

Будут созданы системные  условия для трансферта стандартных  технологий и освоения отечественной  промышленностью инновационных  разработок, за счет дальнейшего развития инновационной инфраструктуры, создания инфраструктуры качества, формирования нормативной правовой базы в сфере энергосбережения, внедрения результатов НИОКР в приоритетных отраслях экономики.

За счет сбалансированной фискальной нагрузки повысится уровень  инвестиционной привлекательности  Казахстана в несырьевое экспортоориентированное  и высокотехнологичное производство.

Сформированная единая система  инструментов и мер государственной  поддержки, включающая в себя специальные  бюджетные программы, позволит скоординировать  и сконцентрировать усилия государства  и бизнеса и приведет к синергетическому эффекту в индустриализации страны и позволит достичь поставленных целей Программы.

Активное проведение форсированной  индустриально-инновационной политики повысит устойчивость отечественной  экономики по отношению к циклическим  кризисам и повысит благосостояние казахстанцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы

2. http://www.kaztrade.ru

3. http://rudocs.exdat.com

 


Информация о работе Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы