Государственная собственность в развитых капиталистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассматривается сущность государственной собственности, ее значение на различных этапах развития России; ее положения в различных капиталистических странах, а так же тенденции перспективы развития государственной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность в развитых капиталистических странах.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Введение

Всем, безусловно, известно, что, достаточно продолжительный период времени в нашем обществе существовали лишь государственная и кооперативно – колхозная формы собственности, причем первая выполняла ведущую роль. Однако со временем стало ясно, что для прогресса общества необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идет реформирование собственности и государственной формы в частности.

Данные преобразования актуальны, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить, что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность данной темы обуславливается тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно – экономического строя, и ее рассмотрения позволит ответить на вопрос: Каковы тенденции развития экономики в нашей стране.

Актуальность проблемы государственной собственности в постсоветской России обусловлено двумя причинами. С одной стороны значительная часть объектов бывшей «общенародной» собственности в настоящее время формально осталось закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на сертификацию прав собственности и достижения общегосударственных целей.

с другой стороны не удача экономических реформ в России обычно связывается с низкой управляемости народного хозяйства. Стремление «усилить» роль государства в экономике частно понимается как усилие государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считается наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.

В своей контрольной работе я рассматриваю сущность государственной собственности, ее значение на различных этапах развития России; ее положения в различных капиталистических странах, а так же тенденции перспективы развития государственной собственности.

 

Сущность государственной собственности.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно – командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматриваются в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теории в России в след за завоеванием власти в октябре 1917 года было ликвидировано частная собственность промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно – колхозной (фактически полугосударственной). В результате подтвердилось полное государство социалистической, или общественной (то есть государственной и полугосударственной) собственности.

Установлений государства государственной собственности отожествляющей общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использования для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства централизация собственности являлась основной относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами собственности.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений и техники. Эти достижения отторгались так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным в пуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции решило предприятие экономических стимулов к повышению качеству продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами основанными на силе административной власти.

В результате эффективность народного хозяйства основанного на государственной собственности, оказалась не высокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоёмкость продукции. Отсутствие подлинно хозяйства отношения к производству так или иначе препятствуют его нормальному функционированию.

Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной  собственности так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволило планомерно перестраивать экономику, создавая новые отросли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий собственными средствами производства, без организации производства, таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Так какова же должна быть сущность государственной собственности страны, в которой стремятся построить рыночную экономику?

На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства в государство, а так же его монопольные отросли ведения.

При определении сущности государственной собственности необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органах, для осуществления выше названых функций. Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из выше названых обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальной, коллективной.

 

Понятие государственная собственноть

Государственная собственность  в развитых капиталистических странах.

В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

В Великобритании ей соответствует «имущество короны». К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.

Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, включающую в себя:

    • участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней, в последствии;
    • береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплыва, шахты;
    • земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.

Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.

Короне принадлежит исключительное право на:

  1. разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или  на землях поданных английской королевы;
  2. разработку соляных месторождений;
  3. изыскание и разработку месторождений, нефти, минеральных масел и природного газа.

Статья 132 Конституции Испании (1978 год) гласит, что «государственной собственностью является имущество, определенное законом, а так же во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом».

Гражданский кодекс Испании (1889 год) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:

  1. имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
  2. вещные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;
  3. все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;
  4. имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;
  5. права на совместную собственность, принадлежащую государству.

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

  1. дороги и улицы, за состоянием которых следит государство;
  2. реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;
  3. ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, так же принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен. Французское законодательство относится к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.

Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства. Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.

Согласно Гражданскому кодексу Италии к государственной собственности причисляет следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а так же изделия, предназначенные для национальной обороны.

В состав государственного имущества так же входят:

  1. принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
  2. здания, представляющую историческую, археологическую или художественную ценность;
  3. собрание музеев, архивов, библиотек;
  4. другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу. Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом; защиту прав  собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством. Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища. В состав государственного имущества входят принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.

Частью имущества государства является:

  1. леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
  2. объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
  3. имущество, предоставляемое президенту Республики;
  4. казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

В состав имущества государства, провинций и коммун водят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

В США государственная собственности возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использование для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры. Стоимость государственных активов составляет в настоящее время более 30% национального богатства страны, федеральное правительство – крупнейший страховой агент. Особенно велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади США, в том числе федеральному правительству принадлежит 33,7%, штатам - 5%, муниципалитетам - 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади находится на Аляске. Правительство США может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за эту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке. Федерации могут принадлежать на праве собственности любые другие объекты, помимо земли. Государство играет значительную роль в производстве электроэнергии, в атомной промышленности, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.

Информация о работе Государственная собственность в развитых капиталистических странах