Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:17, курсовая работа
Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической теории. Цель работы рассмотреть объекты государственной собственности и правомерности применяемых принципов и методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………5
1.1 Сущность и основные формы собственности……………………………...5
1.2 Значение государственной собственности в рыночной экономике…….11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………………………..15
2.1 Субъекты и объекты государственной собственности в экономически развитых странах…………………………………………………………………...15
2.2 Масштабы государственной собственности в экономически развитых странах…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....23
Анализ масштабов и структуры государственной собственности дает основание для следующих выводов:
- главное в характеристике государственной собственности не ее масштабы, а ее качество, ее структура, наличие в ее составе факторов экономического роста, позволяющих осуществлять государственное регулирование в интересах экономического и социального прогресса, что соответствует общегосударственным, общенациональным интересам.
Во-вторых, государственная собственность отличается самым высоким в системе форм собственности уровнем концентрации как наиболее перспективных факторов экономического роста: финансовых ресурсов, научно-технологического потенциала, так и традиционных, базовых - мощностей естественных монополий и природных ресурсов. Использование этих уникальных возможностей государственной собственности для закрепления и развития обозначившейся в самые последние годы тенденции к экономическому росту - главный, наряду с социальными, приоритет государства.
- управление государственной собственностью - чрезвычайно сложный, системный процесс как в силу разнородности объектов государственной собственности, так и в силу ее много субъектности, неизбежным следствием которой является организационная разобщенность процесса управления. Данные качества государственной собственности означают необходимость разработки общей концепции управления ею и обеспечения ее сохранности, включающей как общие для всех объектов принципы и нормы управления, так и специфические, учитывающие особенности функционирования разных объектов собственности.
Структура государственной собственности определяется теми функциями, которые она выполняет в процессе общественного воспроизводства. В ее составе представлены в той или иной степени практически все элементы национального богатства: природные ресурсы, земля, имущественные комплексы предприятий, различного рода учреждения и организации, пакеты акций акционерных обществ и т.д. Право государственной собственности распространяется на доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных государственных фондов.
Даже простой перечень основных элементов структуры государственной собственности свидетельствует о том, что она обладает огромным потенциалом экономического роста, степень реализации которого зависит от качества управления процессом ее использования.
Современные тенденции экономического развития, одно из проявлений которых - увеличение роли нематериальных активов, в том числе финансовых, в обеспечении экономического роста, свидетельствуют о возрастании и без того значительной роли такого объекта государственной собственности в процессе общественного воспроизводств, как средства государственного бюджета и другие элементы государственных финансов.
Потенциал экономического роста государственных финансов связан с высоким уровнем их концентрации, несопоставимым с уровнем концентрации отдельных частных национальных капиталов. Поэтому даже при ограниченных масштабах современного бюджета России представляется целесообразным его использование для финансирования восстановления утраченных позиций на ключевых направлениях современного научно-технического развития.
Сегодняшнее положение во многом определяется тем, что правительство формально, методом шоковой терапии осуществило массовую, мгновенную приватизацию более 2/3 государственной собственности, не имея научно обоснованной модели. Для исправления положения необходимо быстрее разработать концепцию управления государственной собственностью и долгосрочную программу ее реализации с четким выделением этапов выполнения.
Анализ состояния использования основных структурных элементов государственной собственности однозначно свидетельствует о неэффективности деятельности ее субъектов и, в первую очередь, субъектов высшего эшелона, по использованию ее экономического потенциала, не задействованного, возможно, и наполовину, косвенным доказательством чего служит наличие большого количества резервов, повышения эффективности использования практически всех составляющих государственной собственности.
В то же время необходимо отметить, что неэффективная деятельность органов государственной власти хотя и дискредитирует государственную собственность, препятствуя ее позитивному воздействию на экономический рост, но тем не менее ни в коей мере не означает ее неэффективности в принципе, что уже доказано опытом стран с развитой рыночной экономикой. Что же касается сравнительной эффективности государственной и частной собственности, то сама постановка вопроса в большинстве случаев представляется не вполне корректной, поскольку они выполняют различную функциональную роль в структуре общественного воспроизводства.
Одной из основных причин неэффективности процесса использования государственной собственности и значительных масштабов ущерба, причиняемого ей в результате хищений и коррупции бюрократического аппарата, является низкое качество законодательной базы, регулирующей отношения собственности, следствие которого - почти полная правовая незащищенность государственной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.
Можно обобщить, что основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Д Камаев Учебник по основам экономической теории, - М.: Владос,2008.
2. В.М. Шупыро Преобразования государственной собственности в период экономических реформ,- М. ВШПП,2009.
3. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А. Райзберга, – М.: Инфра,2009.
4. Н.И. Гайдаенко Государственная собственность в развитых капиталистических странах. М. 2008год.
5. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек,2006.
6. Экономическая теория: Учебник под общей редакцией В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, - М.: Инфра -М, 2007
7. А.Г. Грязнова Экономическая теория // Экспресс курс. 2008г
8. И.А.Лиман, Е.М. Черкашов Общая экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика. Учебное пособие. – Издательство ТГУ,2006
9. Р.Н.Нуреев Основы экономический теории. Микроэкономика.- М,2007
10. Современный экономический словарь./Под ред. Б.А. Райсберга.- М, ИНФРА-,2006-496с.
11. Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учебное пособие. Воронеж: Издательство ВГУ, 2007
12. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2009
14. http://otherreferats.allbest.
15. http://gks.ru/wps/wcm/connect/
16. www.ereport.ru
3
[1] Современный экономический словарь./Под ред. Б.А. Райсберга.- М, ИНФРА-,2006-496с.
[2] www.ereport.ru
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике