Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель настоящей работы рассмотреть механизм разработки и реализации государственной экономической политики для целей повышения уровня и качества жизни населения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть приоритетность социального развития по отношению к экономическим задачам.
Описать систему показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения России, проанализировать их динамику за определенный период времени.
Показать взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения.
Раскрыть приоритетные направления и особенности экономической политики в нашей стране.
Раскрыть пути совершенствования механизма разработки и реализации государственной экономической политики для целей повышения уровня благосостояния населения.
Введение
3
ГЛАВА 1.
Понятие государственной экономической политики, как инструмента повышения уровня жизни населения
5
1.1.
Взаимосвязь между экономическим развитием государства и уровнем жизни его населения
5
1.2.
Система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения
8
ГЛАВА 2.
Динамика уровня жизни населения и особенности экономической политики в Российской Федерации за 2008-2012 гг.
11
2.1.
Анализ динамики основных показателей уровня жизни в РФ за 2008-2012 гг.
11
2.2.
Ориентация экономической политики РФ на повышение уровня жизни населения, её приоритетные направления за 2008-2012 гг.
16
ГЛАВА 3.
Прогнозирование экономической политики РФ в целях повышения уровня и качества жизни населения
22
3.1.
Пути совершенствования государственной экономической политики России
22
3.2.
Прогнозируемые итоги государственной экономической политики РФ на 2030 год
26
Заключение
31
Список использованной литературы
Особенность перехода к социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России одновременно необходимо решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, должно быть основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Такой подход потребовал реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Основное направление государственной экономической политики в целях повышения качества и уровня жизни населения в нашей стране, как в 2008-2012 гг., так и сейчас - это развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Демографическая политика и политика народосбережения.
Основными целями государственной демографической политики за исследуемый период являлось снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
Снижение численности населения в 1990-х - начале 2000-х годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,9 млн. человек в 2010 году до 140 млн. человек в 2020 году.
В 2008-2012 гг. мы можем заметить положительную динамику в изменении численности населения (Таблица 4), что свидетельствует об эффективности проводимой государственной экономической политики, а, следовательно и повышение уровня жизни населения.
Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют нашей стране новые требования к системе здравоохранения.
Таблица 4
Численность населения в 2008-2012 гг.
Годы |
Все население, млн.человек |
2008 |
142,8 |
2009 |
142,7 |
2010 |
142,9 |
2011 |
142,9 |
2012 |
143,0 |
С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.
Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.
В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики, чему и свидетельствует увеличение заболеваемости в России (приложение 3).
В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста, как и в исследуемом периоде, так и сейчас.
В 2008-2012
гг. число общеобразовательных
Сохраняется тенденция оптимизации числа учреждений высшего профессионального образования: уменьшается число государственных и муниципальных образовательных учреждений а также негосударственных.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию в 2008 году роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе.
Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке и приводит к постоянному росту цен на него. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
Существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Реализация этих приоритетов начинает обеспечивать преемственность стратегии социально-экономического развития России, активизировать переход национальной экономики на инновационный путь развития и на этой основе существенно повышать уровень благосостояния народа.
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Пути совершенствования государственной экономической
политики России
В ближайшее время, исходя из специфики прогнозируемого периода, основное внимание необходимо уделить дальнейшему повышению уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для совершенствования государственной демографической политики необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет. Для этого требуется решение следующих задач.
1. Снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе:
- снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;
- создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях.
2. Повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
- развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
- предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей, до достижения ими возраста 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;
- поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
3. Управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, в том числе:
- проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири;
- содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы2.