Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:55, реферат
Актуальность выбранной мной темы реферата заключается, прежде всего, в том, что агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших комплексов национальной экономики. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.
Для
обоснования общих объемов
• численности населения, его демографической структуры;
•
натурально-вещественной структуры
фонда потребления, научно обоснованных
норм потребления продуктов питания,
рациональных норм потребления
•
изменения структуры
• экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.
Нормативный
метод. Для определения объемов
и структуры потребностей в продукции
сельского хозяйства
В
планировании сельскохозяйственного
производства используются нормы затрат
материальных ресурсов семян, кормов,
удобрений и др.
2.3. Механизмы государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса
Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению, как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания.
Диспаритет цен проявляется в двух формах:
• в завышении цен поставщиков товаров и услуг для сельского хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное воспроизводство;
• в занижении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимой рентабельности.
Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор отдать более 200 т продовольственной пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.
В настоящее время обеспеченность техникой сельского хозяйства снижается, а парк машин и оборудования стареет и существенно не обновляется. АПК имеет не более 50% техники от нормативной потребности, а средний возраст эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации.
Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.
Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен на его продукцию начался с принятием Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ. Закон создал правовую основу для построения системы государственного регулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.
Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен.
В
Федеральном законе «О государственном
регулировании
•
основой экономических
• гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных Правительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы, необходимые для ведения расширенного воспроизводства;
•
целевые цены (нормативные индикаторы)
устанавливаются для
• пороговые цены введены для определения уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны;
•залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.
Паритеты цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.
Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен посредниками.
Свыше 54% объема валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.
Бюджетная политика. В странах Европейского союза расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. В России бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программы села она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах.
Налоговая политика. Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства.
Кредитная политика. В связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.
В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:
•
кооперативные
• государственные банки;
• специализированные банки под контролем и при поддержке государства;
• бюджетное кредитование.
Финансово-кредитная система, адекватная рынку, включает:
• ценовые дотации и компенсации;
• денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;
• субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.
Во всех случаях государство берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.
3.
Современное состояние аграрно-
В
начале нового столетия в АПК России
начались радикальные экономические
преобразования. Развитие АПК после
2000 г. характеризовалось
К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.
Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.
Важными документами для разработки стратегии развития АПК являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующие земельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. От них зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.
При определенных условиях фермерские хозяйства экономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, и фермерских хозяйств.
В настоящее время происходит снижение применения минеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.
С учетом сокращения душевого потребления продуктов питания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.
С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Правительством РФ были определены его основные направления:
· ускоренное развитие животноводства;
· стимулирование развития малых форм хозяйствования;
· обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Подводя
итоги приоритетного
Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса