Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:55, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной мной темы реферата заключается, прежде всего, в том, что агропромышленный комплекс (АПК) является одним из важнейших комплексов национальной экономики. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Вложенные файлы: 1 файл

АПК реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

     Объемы  производства продукции АПК в  долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах  питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.

     Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие  данные прогноза:

     • численности населения, его демографической структуры;

     • натурально-вещественной структуры  фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных норм потребления непродовольственных  товаров;

     • изменения структуры потребления  в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;

     • экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.

     Нормативный метод. Для определения объемов  и структуры потребностей в продукции  сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения.

     В планировании сельскохозяйственного  производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др. 

     2.3. Механизмы государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса

     Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой  хозяйствующий субъект может  повышать цену независимо от массового  спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению, как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания.

     Диспаритет  цен проявляется в двух формах:

     • в завышении цен поставщиков  товаров и услуг для сельского  хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное  воспроизводство;

     • в занижении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства  ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимой рентабельности.

     Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор  отдать более 200 т продовольственной  пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.

     В настоящее время обеспеченность техникой сельского хозяйства снижается, а парк машин и оборудования стареет  и существенно не обновляется. АПК  имеет не более 50% техники от нормативной  потребности, а средний возраст  эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации.

     Расчет  уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная  с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.

     Новый этап в преобразовании АПК и регулировании  цен на его продукцию начался  с принятием Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ. Закон создал правовую основу для построения системы государственного регулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.

     Необходимость введения регулируемой системы цен  была вызвана резким падением платежеспособного  спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного  производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен.

     В Федеральном законе «О государственном  регулировании агропромышленного  производства» определено, что:

     • основой экономических отношений  на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;

     • гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных Правительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы, необходимые для ведения расширенного воспроизводства;

     • целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются для обеспечения  паритетного соотношения цен  на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и т.д. Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций и компенсаций;

     • пороговые цены введены для определения  уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны;

     •залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.

     Паритеты  цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.

     Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная  политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих  субъектов. Курс на разукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен посредниками.

     Свыше 54% объема валовой продукции сельского  хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.

     Бюджетная политика. В странах Европейского союза расходы на реализацию целевых  программ и иную поддержку АПК  достигают 30% государственного бюджета. В России бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программы села она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах.

     Налоговая политика. Налогообложение предприятий  АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства.

     Кредитная политика. В связи с сезонностью  производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.

     В мировой практике есть несколько  подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:

     • кооперативные сельскохозяйственные банки;

     • государственные банки;

     • специализированные банки под контролем  и при поддержке государства;

     • бюджетное кредитование.

     Финансово-кредитная  система, адекватная рынку, включает:

     • ценовые дотации и компенсации;

     • денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;

     • субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского  хозяйства.

     Во  всех случаях государство берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

     3. Современное состояние аграрно-  промышленного комплекса России  и стратегия его развития.

     В начале нового столетия в АПК России начались радикальные экономические  преобразования. Развитие АПК после 2000 г. характеризовалось формированием  многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночным принципам распределения продукции, образованием свободного рынка материально-технических ресурсов.

     К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

     Доля  государственного сектора в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

     Важными документами для разработки стратегии  развития АПК являются Земельный  кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный  закон «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения», регулирующие земельные  отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. От них зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.

     При определенных условиях фермерские хозяйства  экономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с  полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, и фермерских хозяйств.

     В настоящее время происходит снижение применения минеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники  приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.

     С учетом сокращения душевого потребления  продуктов питания баланс продовольственных  ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального  баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.

     С 2006 года в Российской Федерации реализуется  приоритетный национальный проект «Развитие  АПК». Правительством РФ были определены его основные направления:

     · ускоренное развитие животноводства;

     · стимулирование развития малых форм хозяйствования;

     · обеспечение доступным жильем молодых  специалистов (или их семей) на селе.

     Подводя итоги приоритетного национального  проекта "Развитие АПК", нужно  отметить, что все двадцать контрольных  целевых показателей по всем трем направлениям национального проекта "Развитие АПК" полностью выполнены.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса