Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть современное состояние внешнеэкономических связей.
Для раскрытия поставленной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть общую характеристику внешнеэкономических связей;
проанализировать формы внешнеэкономических связей;
рассмотреть влияние государства на внешнеэкономические связи.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический аспект внешнеэкономических связей 5
1.1 Общая характеристика внешнеэкономических связей 5
1.2 Классификация внешнеэкономических связей 9
2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей 16
2.1 Инструменты, посредством которых осуществляется регулирование внешнеэкономических связей 16
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит_Внешнеэкономические связи.docx

— 114.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Рисунок 1.2.1 – Классификация внешнеэкономических связей

 

Под импортом ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности [15]. 

Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласования экономических интересов всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки позиций - по общему фонду, кадровой политике, способам управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение технических, инвестиционных и коммерческих рисков.

 

 Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах: обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и их реализации, концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические и хозяйственные организации различных видов, совместные и смешанные предприятия, свободные экономические зоны в различных модификациях. 

Для повышения технического и технологического уровня, экономики страны, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами является предпринимательская деятельность, связанная с представлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности и аналогичная деятельность за рубежом национальных субъектов внешнеэкономических связей. Формы этой деятельности могут быть различны: 

  1. Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности. Лицензионное соглашение - это внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) представляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии. Объектом лицензии, как правило, является патентное изобретение, монопольное право на которое закреплено законодательно и подтверждено выдаваемым государственным ведомством патентов.
  2. Предоставление «ноу-хау» и технического опыта. «Ноу-хау» (дословно «знаю как») - обобщающий термин для различных «секретов производства», полностью или частично конфиденциальных знаний, сведений технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу или фирме, их получившим. Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии.  
    Предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин и оборудования, полученных за счет закупки, аренды, лизинга и др. [15]. 
  3. Промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин и оборудования. 
  4. Оказание инжиниринговых услуг, к которым относятся подготовка технико-экономических обоснований, проектов; консультации; строительный, инвесторский и технический надзор; кратко- и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологии. 
  5. Передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации. 
  6. Передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества.

Следует обратить внимание на то, что продажа лицензий и «ноу-хау» - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которыми обладает ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами эти знания как монопольный товар. В результате цена «ноу-хау» определяется не затратами труда на получение соответствующих знаний, а соотношение спроса и предложения на них и является монопольной ценой.

Инжиниринговые услуги - воспроизводимые, т.е. на рынке таких услуг налицо множество агентов, а стоимость услуг определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство. Инжиниринговые услуги как особая форма производственной деятельности имеет ряд особенностей: 

  • Инжиниринг непосредственно воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (например, проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя (например, обучение специалистов, управление процессом строительства объекта). 
  • Инжиниринговые услуги связаны в конечном счете с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации материальных благ и услуг (например, выполняются проектные работы по созданию банка, жилищного комплекса, но сама деятельность банка, эксплуатация жилья не является сферой инжиниринга). 
  • Инжиниринговые услуги носят коммерческий характер, т.е. становятся объектом купли-продажи, труд, затраченный на инжиниринг, не влияет на стоимость произведенной продукции на предприятии, которому были предоставлены инжиниринговые услуги [3, с.360]. 

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представлена широким спектром видов, охватывает всю систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, включенных в сферу международного разделения труда и нашедших закрепление во внешнеэкономических связях. 

К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров.

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое. 

Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать их хозяйственную деятельность. Внешнеторговые льготы – предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, – снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций. [3, с.382]. 

Таким образом, были проанализированы составляющие внешнеэкономических связей, рассмотрено определение таких связей. Немаловажным аспектом было, есть и будет это регулирование внешнеэкономических связей на уровне государства.

 

 

 

2.Государственное регулирование внешнеэкономических связей

 

2.1 Инструменты, посредством  которых осуществляется регулирование  внешнеэкономических связей

 

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. [13]

Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики. 

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил. 

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционально-правовые структуры.  
Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

 

 Протекционизм – это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров. 

Свобода торговли – означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой.

 Поэтому извечной  проблемой является дилема: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

 

 Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

 

 Институционально-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

 

 Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев: 

  • Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны. 
  • Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.
  • Обеспечение занятости населения. 
  • Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне. 
  • Стабильность цен. 
  • Качество жизни в обществе. 
  • Экономическая безопасность страны. [10, с.153]

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве. 

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента: 

  1. Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

 

 В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства. 

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика РБ, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо: 

  • сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;
  • улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте; 
  • переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества. 
  1. «Технологическим» элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия. 

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование. [10, с.179]

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров. В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории: 

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей