Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:53, курсовая работа
Целью данной работы является исследование занятости в Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
Введение
Глава 1. Занятость населения
1.1 Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
Глава 2. Теоретические проблемы государственного регулирования занятости
2.1 Основные направления и методы государственного регулирования занятости на рынке труда
2.2 Госрегулирование занятости в макроэкономических моделях
Глава 3. Регулирование занятости в современной России
3.1 Российский рынок труда как объект государственного регулирования на этапе экономического роста
3.2 Модель госрегулирования занятости в РФ с точки зрения макроэкономики
3.3 Ключевые проблемы рынка труда и задачи службы занятости современной России
3.4 Будущее Российской политики в области занятости
Заключение
Список литературы
Введение ЕСН и переход на систему бюджетного финансирования на фоне слабого администрирования в лучшую сторону ситуацию не изменили. Ресурсные (финансовые) ограничения фактически привели к свертыванию активных программ занятости и сужению сферы деятельности региональных департаментов ФГСЗН[18].
Еще одна российская особенность, блокирующая монетарную политику, - приоритетность в приобретении и оплате факторов производства. В нормально функционирующей экономике соотношение спроса на услуги труда, капитальные товары, сырье определяется развитием производительных сил, ростом производительности труда, внедрением ресурсосберегающих технологий, конкуренцией, а вопрос, что оплачивать в первую очередь, по большому счету не стоит.
В связи с необходимостью построения модели регулирования занятости, отвечающей российским реалиям, вернемся к теории мультипликатора. Ее отправной момент - влияние инвестиций на изменения национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает создание дополнительных рабочих мест и увеличивает занятость. Первоначальное увеличение дохода и занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту последней в связи с необходимостью удовлетворения спроса на труд.
Такая зависимость не является бесспорной. С одной стороны, связь между капиталовложениями, занятостью и национальным доходом (согласно марксистской теории воспроизводства) действительно существует. С другой - природа этой связи такова, что рост капиталовложений не может привести к кратному увеличению прироста занятости. Накопление капитала, свойственное главным образом крупным хозяйствующим субъектам, сопровождается изменениями в органическом строении капитала, концентрацией и централизацией производства, вытеснением мелких предприятий и в результате - умножением безработицы.
В условиях формирования геоэкономического пространства иной оценки требует кейнсианский подход к рассмотрению взаимодействия безработицы и международной торговли.Невозможно адекватно оценить роль последней в поддержании занятости внутри страны, сводя эту важную форму международных экономических отношений к форсированию экспорта и ограничению импорта. По мнению ученых Института макроэкономических исследований.Минэкономразвития России, внешнеэкономические связи серьезно влияют на спрос в сфере занятости.
Новые тенденции в международном разделении труда и развитии мирового хозяйства диктуют необходимость не только пересмотра отечественной научной школой ряда теоретических положений, но и выделения регионального измерения в предлагаемых конструкциях.
Рассмотренные теоретические аспекты регулирования занятости носят прикладной характер. Так, мультипликаторная концепция ориентирована на проведение базисных прогнозных расчетов на начальной стадии выработки макроэкономической политики, позволяя проигрывать различные варианты государственной политики занятости в краткосрочном периоде. При этом необходимо четко идентифицировать два экономических эффекта - рост реальных объемов продукции и инфляционное повышение цен. Особый интерес для формирования эффективной занятости в условиях российской экономики представляют переходные модели занятости Я.Корнай. Первая модель - трансформация рынка рабочей силы с ограниченным спросом на услуги труда в рынок с ограниченными ресурсами. Вторая модель - трансформация рынка рабочей силы с ограниченными ресурсами в рынок рабочей силы с ограниченным спросом. Обе модели сами по себе не обеспечивают должной эффективности системы занятости, но являются своего рода промежуточными этапами на пути к ее достижению.
Для модели занятости с ограниченными ресурсами, когда предприятия полностью поглощают потенциальные резервы рабочей силы, уровень занятости является относительно стабильным, несмотря на возможность кратковременных колебаний. Работающие по найму не испытывают конкуренции со стороны незанятых, так как безработица в данной модели характеризуется естественным уровнем. Ресурсным ограничением на рынке труда выступает дефицит рабочей силы. Ограниченное предложение услуг труда порождает феномен скрытой безработицы на микроуровне, что ведет к монополизму продавцов услуг труда по отношению к работодателям, ослаблению производственной и трудовой дисциплины, нарушению социальной справедливости в распределении доходов и др. В долгосрочной перспективе такая модель увеличивает дефицит рабочей силы, негативно сказывающийся на положении не только отдельных предприятий и организаций, но и общества в целом.
Для модели занятости с ограниченным спросом характерно преобладание предложения услуг труда над спросом. Значительная доля резерва ресурсов труда в сфере занятости порождает "рынок покупателя услуг труда", что ставит наемных работников в жесткую зависимость от работодателей вследствие ограниченности выбора рабочих мест и признания факта, что заработная плата в переходной экономике является основным источником дохода.
Наличие двух переходных моделей указывает на различные институциональные конструкции сферы занятости. В одном случае они определяются действием патерналистских механизмов, в другом - рыночных институтов распределения рабочей силы. Принимая во внимание социальную ориентированность российской рыночной экономики, трансформации в системе занятости будут определяться механизмами не только рынка, но и госрегулирования. Последние должны учитывать качественные отличия в сознании и трудовом поведении наемных работников и работодателей в двух различных переходных моделях занятости.
Для формирования занятости с ограниченным предложением труда мы полагаем целесообразным в качестве методологической основы использовать концептуальную схему Я.Корнай (рис.2).
Трансформация рынка ограниченного спроса в рынок с ограниченными ресурсами труда
Период [0,t0] означает функционирование системы занятости с ограниченным спросом на ресурсы труда, минимальным регулирующим воздействием со стороны государства и профсоюзов. Начиная с момента t0, предприятия и организации создают дополнительные рабочие места как следствие процессов, происходящих в период [t0,t1]. Решающее значение в этот период имеет денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика государства. Длительность указанного периода зависит от приоритетов развития отраслей. Следует иметь в виду, что развитие сферы услуг способствует увеличению трудовой занятости в большей степени, нежели производство товаров.
На интервале [t0,t1] завершается экстенсивный период роста занятости. Превышение спроса на рынке труда становится ведущим фактором, обусловливающим переход к интенсивному росту занятости, который будет доминировать в период [t1,t2]. На интенсивном этапе особую значимость приобретают инновационные технологии (в том числе в сфере управления) и качество рабочей силы; снижается роль активной политики занятости на федеральном уровне.
Встроенность мультипликаторов в причинно-следственные связи в модели Я.Корнай приводится на рисунке 3.
Рис.3. |
Переход к модели ресурсоограниченной занятости - возможная перспектива для ряда российских регионов. Потому для них пока актуально снижение уровней общей и регистрируемой безработицы. На региональных рынках именно спрос на услуги труда в настоящее время определяет уровень занятости, а неэластичный характер предложения порождает неконтролируемую неформальную занятость[13].
3.3 Задачи службы занятости в современной России
Главная особенность прошлых лет - сокращение с 6,2 до 5,4 млн. человек общей (рассчитываемой по МОТовской методике) безработицы, которая еще несколько лет назад составляла 7,5 млн. человек. Что касается регистрируемых безработных, то их количество с учетом выплаты пособий в Чеченской Республике и в силу ряда других причин выросло до 1,3 млн. человек.
Несмотря на такой прирост, можно оценить ситуацию на рынке труда как позитивную. Поясним почему. Долгое время службу занятости (СЗ) упрекали в "изоляционизме", оторванности от жизни, в неспособности помочь людям найти новую достойную работу. Сегодня ситуация существенно меняется: не только популярность среди населения, но и эффективность СЗ повышается.
Безработные уже не обходят ее, как прежде, стороной. Она особенно востребована в тех регионах, где клиенты СЗ получают максимально полный и разнообразный ассортимент услуг, где узаконен территориальный прожиточный минимум, а значит, и выше уровень минимального пособия. Например, на Камчатке он вырос в шесть раз, в центральных регионах - почти в четыре раза. Поэтому тысячи безработных, особенно в сельской местности, для которых 400-600 руб. - немалые деньги, охотно регистрируются в центрах занятости. Кстати, достаточно распространенным является мнение, что таким образом плодятся иждивенцы. Я не согласна с такой точкой зрения. Надо исходить из реальности; во многих селах очень сложно найти работу, и государство обязано поддержать людей, правильно сориентировав их на рынке труда. С другой стороны - работодатели должны задуматься о повышении эффективности производства и увеличении зарплаты.
Число людей, обращающихся в службу занятости, увеличивается, однако, уровня стран Западной Европы, где госорганы занятости обслуживают 60-70% безработных и незанятых, наша страна еще не достигла. К помощи СЗ в России прибегают всего лишь 35% оставшихся без дела людей.
Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы медленно, но очевидно сокращается. Задача государства (естественно, в рамках существующей компетенции) - ускорить этот процесс, превратить наметившуюся тенденцию в необратимую. Тем более что экономический рост способствует увеличению спроса на трудовые ресурсы.
Что касается прогнозируемой некоторыми специалистами нехватки трудовых ресурсов, это нам не грозит. Потому что развитие экономики напрямую связано с повышением эффективности производства, внедрением новых технологий, следовательно, многие работодатели станут (этот процесс фактически уже начался) избавляться от излишней рабочей силы, которая при разумном ее использовании смикширует последствия негативной демографической динамики.
То есть повышение эффективности производства и существенный рост производительности труда в России должны стать главным условием формирования стабильной и гибкой ситуации на рынке труда.
Речь идет о высвобождении сотен тысяч шахтеров, энергетиков, железнодорожников, металлургов. Появляются опасения, что эта масса безработных может обрушить рынок труда. Но этого не произойдет, потому что: Во-первых, процесс высвобождения этих людей - дело не одного года. Во-вторых, для каждой отрасли существует или разрабатывается совместно с Минтрудом программа содействия занятости. Ее цель – дать четкое представление о том, в каком году, сколько будет высвобождено и перераспределено людей внутри отрасли, за счет каких средств, с каким контингентом предстоит работать СЗ. Разработка совместных программ поможет не только смоделировать устраивающий всех вариант высвобождения и переподготовки людей, определить зону ответственности каждого партнера, но даже оптимизировать численность высвобождаемых. Объективные данные, получаемые по территориям, позволяют просчитать, спрогнозировать распределение дополнительных объемов финансирования (на пособия, переобучение и т.д.), которые будут направлены в тот или иной регион в течение года. Совместные отраслевые проекты содействия занятости в рамках социального партнерства – одно из ключевых направлений деятельности государства.
Однако, не все ранее существовавшие активные программы были в высшей степени продуктивны. Например, «Молодежная практика», на восстановлении которой многие настаивают, с одной стороны, помогала молодежи получить трудовые навыки, влиться в коллектив, закрепиться, с другой – баловала и развращала работодателей. На протяжении 10 лет тратились колоссальные деньги на то, чтобы десятки тысяч молодых людей решали проблемы с трудоустройством за счет государства, а значит, налогоплательщиков. В данное время программа заменена, то есть речь идет о предоставлении кредита, возвратных средств.
По сути, государство не должно доплачивать работодателю за то, чтобы он трудоустроил выпускника ВУЗа или ПТУ. Для государства разумнее и эффективнее перестроить систему образования под потребности рынка труда. Кто составляет костяк новых торговых, компьютерных, строительных, аудиторских, консалтинговых и многих других компаний? Не представители среднего поколения, а молодые люди, которым немногим более 20 лет[16].
Требуются изменения и правового характера. Новое законодательство должно прежде всего создать условия для достижения соответствия между спросом на рабочую силу и предложением в интересах полного удовлетворения потребности населения в оплачиваемой работе, в том числе с помощью сохранения и создания новых эффективных рабочих мест. Кроме того, реализация закона должна способствовать прогрессивным структурным сдвигам в распределении занятых по отраслям и профессиям (в том числе и благодаря повышению мобильности рабочей силы), расширению зон эффективной занятости с достойным уровнем оплаты труда, повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе развития непрерывного профобразования, включающей базовое и дополнительное, сведению к минимуму скрытой безработицы, теневой занятости и других деформаций на рынке труда.
Закон должен четко разграничить полномочия, функции, источники финансирования, сферы влияния в вопросах регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными, региональными и муниципальными органами власти[12].
3.4 Будущее Российской политики в области занятости
Без обретения российской экономикой нового качества трудно рассчитывать на повышение ее конкурентоспособности. Для этого нашему государству потребуются огромные государственные средства, специальная федеральная программа занятости, которую нужно разрабатывать, не дожидаясь, пока грянет гром. Убаюканное цифрами, демонстрирующими снижение безработицы, государство фактически утратило активную политику занятости, сконцентрировавшись на выплате пособий по безработице.