Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:07, доклад

Краткое описание

В мировой экономической теории разработаны различные подходы к формированию механизмов государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Эти подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности рыночной системы к автоматическому саморегулированию. Второе опирается на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая труд.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование заработной платы включает в себя и организацию оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих.

Оплата труда  работников отраслей бюджетной сферы  регулируется на основе Единой тарифной сетки (ETC), имеющей в начале 1999 г. 18 разрядов и диапазон 1:10,07. Первый разряд ETC, в соответствии с принятым Федеральным законом, повышается с 1 апреля 1999 г. с 60 до 110 руб. Правительство РФ планирует одновременно с увеличением тарифной ставки I разряда уменьшить диапазон ETC, поскольку в бюджете на 1999 г. предусмотрено повышение заработной платы в бюджетной сфере на 50%, а тарифная ставка I разряда увеличена на 83%*.

Кроме окладов  по ETC в заработную плату работников отраслей бюджетной сферы включены также компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и др.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» для федеральных государственных служащих с 1 апреля 1997 г. введено денежное содержание, состоящее из должностного оклада по занимаемой должности, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг), надбавки за особые условия государственной службы, надбавки за выслугу лет и премий по результатам работы государственного служащего.

В условиях роста  потребительских цен важно защитить заработную плату от обесценивания. Необходим такой механизм, который  бы не допускал снижения реальной заработной платы низко- и среднеоплачиваемых категорий работников, обеспечивал дифференцированный подход при проведении индексации, не способствовал раскручиванию инфляции.

Индексация  заработной платы – это механизм ее увеличения в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности заработной платы, а также денежных доходов и сбережений граждан.

По времени  проведения индексация подразделяется на упреждаемую и ретроспективную. Упреждаемая индексация по времени проведения опережает инфляцию и предусматривает повышение заработной платы с учетом прогнозируемого роста потребительских цен. При ретроспективной индексации заработная плата повышается соответственно росту потребительских цен за прошедший период.

Опыт России и зарубежных стран показывает, что  чаще используется ретроспективная индексация, при которой увеличение тарифных ставок, окладов проводится через заранее определенные отрезки времени, либо по достижении предварительно установленного процента роста потребительских цен.

При обосновании  механизма индексации, в зависимости  от времени его проведения, следует учитывать, что между изменением потребительских цен и моментом, когда выплаты могут быть скорректированы, существует временной лаг. Поэтому при высокой инфляции проведение ретроспективной индексации не обеспечивает полной компенсации удорожания стоимости жизни.

Учитывая это  обстоятельство, более предпочтительной является упреждаемая индексация. И  практика показывает, что на некоторых  российских предприятиях, где была предусмотрена упреждаемая индексация, был обеспечен более высокий уровень защиты покупательной способности заработной платы. В этой связи заслуживает внимания опыт предприятий угольной промышленности, на которых в 1994–1995 гг. предусматривалась упреждаемая индексация тарифных ставок и окладов в размере 50% предполагаемого роста потребительских цен в первом квартале.

Это означает, что если, к  примеру, на первый квартал прогнозируется рост потребительских цен на 4%, то с 1 января, или с 1 февраля (в зависимости  от времени подписания соглашения или  коллективного договора) тарифные ставки и оклады увеличиваются на 2%, при условии повышения заработной платы пропорционально росту цен. Затем, по истечении квартала, производится доиндексация с учетом предварительного повышения тарифных ставок, окладов и фактического роста потребительских цен.

Важным элементом в  системе индексации является ее порог, представляющий собой индекс потребительских цен, при достижении которого производится увеличение заработной платы. Например, в Италии порогом индексации, когда она проводилась автоматически, являлся 1%, в Бельгии – 2%. Законами об индексации доходов, которые были приняты накануне либерализации цен, порог индексации был установлен в Беларуси, Кыргызстане, Украине, Молдове на уровне 5%, в России – 6%, Латвии – 7%. И хотя эти положения законов вследствие высокого уровня инфляции не были реализованы на практике, установленный в них порог индексации является, по нашему мнению, предельным. При этом имеется в виду, что по мере финансовой стабилизации порог индексации следует устанавливать на более низком уровне, с учетом опыта развитых стран.

Ключевой вопрос в системе  индексации – обоснование степени  компенсации инфляционного обесценения  заработной платы. Опыт стран Восточной  Европы показывает, что при решении  проблем стабилизации экономики  механизм индексации заработной платы  не предусматривал полной компенсации роста цен. Например, в 1991 г. в Венгрии и Чехии увеличение заработной платы компенсировало рост потребительских цен на 70–75%. Однако следует учитывать, что программа финансовой стабилизации была осуществлена в этих странах в кратчайшие сроки.

Что же касается России, то в 1992 г., когда была проведена либерализация цен, увеличение заработной платы компенсировало рост потребительских цен всего на 50%. В 1993–1995 гг. рост заработной платы, хотя и в гораздо меньшей степени, но отставал от индекса потребительских цен, В 1996 и 1997 гг. впервые был обеспечен рост реальной заработной платы, соответственно, на 6,0 и 3,5%. Однако за 1998 г. потребительские цены выросли на 84,4% при увеличении номинальной заработной платы всего на 14,4% (с 1214800 неденоминированных руб. в декабре 1997 г. до 1390,0 руб. в декабре 1998 г.).

В условиях масштабного падения  валового внутреннего продукта и  объемов промышленного и сельскохозяйственного  производства при незначительном сокращении численности работающих практически  невозможно обеспечить полную индексацию заработной платы, особенно в течение длительного времени.

В то же время, чтобы создать  минимально необходимые условия  для воспроизводства рабочей  силы целесообразно при применении понижающего коэффициента предусматривать норму, гарантирующую сохранение покупательной способности заработной платы тем работникам, у которых она ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

Тарифные ставки и оклады, установленные на уровне или ниже прожиточного минимума, необходимо индексировать не менее, чем на 100%. Если финансовые возможности предприятия ограничены, то индексацию заработной платы остальных категорий работников можно осуществлять по регрессивной шкале, либо в отдельные периоды устанавливать единые компенсационные выплаты, независимо от занимаемой должности.

Однако важно найти  оптимальное решение при установлении взаимосвязи механизма индексации (степени компенсации удорожания стоимости жизни) и соотношения  минимального и максимального заработка (оклада) на предприятии. Иначе говоря, действие механизма индексации заработной платы в условиях инфляции не должно приводить к сужению диапазона тарифных ставок (окладов) сверх критической величины, за которой подрывается интерес к тому, чтобы претендовать на должности руководителей и ведущих специалистов, проявляется отрицательное воздействие на материальные стимулы труда.

Одним из направлений государственного воздействия на покупательную способность  заработной платы является использование  системы налогообложения индивидуальных доходов граждан. На этапе реформирования экономики, когда государство испытывает финансовые трудности при решении проблем повышения покупательной способности минимальной заработной платы, своевременной ее индексации, целесообразно пересмотреть ставки налогообложения лиц, имеющих как сверхвысокие, так и необоснованно низкие доходы.

Таким образом, государственное  регулирование заработной платы  должно базироваться на принципах социально-ориентированной  рыночной экономики, строиться с  учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала.

 

Многолетняя практика показала, что при рыночной экономики, всегда остаются направления, которые не способны нормально функционировать без вмешательства государства. Одно из таких направлений этозаработная плата и регулирование цен. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Если не контролировать механизм свободной конкуренции, то в скором времени рынок потерпит кризис и поражение. В связи с этим государство вмешивается и регулирует ситуацию, поддерживая баланс. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере. 
 
Цель данной работы – рассмотреть методы и направления государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации. Реферат - бизнес статья. 
 
Государственное регулирование заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. 
 
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании денежных доходов, заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума.  
 
В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения. 
 
Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы. 
 
Директивное воздействие государства включает: 
 
1. Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ); 
2. Установление максимального и минимального размера надбавки к заработной плате; 
3. Установление порядка индексации заработной плате; 
4. Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.  
 
Индикативное воздействие государства включает: 
 
1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса; 
2. Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц; 
3. Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности. 
 
Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу. 
 
Минимальный размер оплаты труда 
 
Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики. 
 
Минимальный размер оплаты труда (МТРО) — устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях. 
 
В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ). 
 
На графике показано изменение МРОТ с 2000 года по 2012 год.  

 
Индексация  заработной платы 
 
Индексация заработной платы — это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения. 
 
Существует два типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация. 
 
Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) — ориентирована на ожидаемый рост цен. 
 
Следует отметить, что при увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние на производимый товар, и как следствие увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл – «заработная плата — цена потребительской корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать ряд требований: 
 
1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается "порог индексации", с которого начинается индексация;  
2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии); 
3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком. 
 
Официальные источники индексации доходов в России: 
 
• для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней; 
• для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ; 
• для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет; 
• для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения; 
• для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций. 
 
Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере является изменение минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии. 
 
Варианты индексации заработной платы следующие: 
 
• пропорциональная; 
• долевая; 
• пропорционально-долевая. 
 
При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой — часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, а часть их на увеличение их на одинаковую сумму. 
 
Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов, с целью обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда. 
 
Налог на доходы физических лиц 
 
Еще один основной элемент государственного регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который взимается со всех физических лиц, имеющих доход. 
 
Основная часть НДФЛ (преимущественно заработная плата) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. 
 
В России с 2001 г. действует пропорциональная система налогообложения доходовнаселения с использованием ставки равной 13% от доходов, полученных работником. Размер дохода не влияет на ставку. Порядок исчисления НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога применяются стандартные налоговые вычеты (возврат денежных средств работнику). 
 
Единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям на заработную плату. Данный налог начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на 1 работника, тем меньше ставка налога. 
 
С 1 января 2010 года единый социальный налог был отменён. Вместо него налогоплательщики уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы. 
 
Если в течение календарного года сумма дохода того или иного работника превысит 512 000 руб., налогоплательщик имеет право уплачивать налог в ПФР с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке равной 10% вместо 22%. Пониженная ставка применяется с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму.  
 
Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям с 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе.  
 
Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний производится отчислением в фонд социального страхования РФ. Страховые тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от профессионального риска, который устанавливается федеральным законом ежегодно. 
 
Снизив обложение налогами фонда оплаты труда, предприниматели перестанут платить «черную» заработную плату в конвертах, а государство, в свою очередь, будет получать больший доход с доходов физических лиц, тем самым увеличивая поступление денежных средств, в виде налогов, в бюджет страны. 
 
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что государственное регулирование заработной платы это необходимая процедура, которая помогает избежать многих проблем в обществе и повысить уровень жизни страны в целом, а не отдельных граждан. Государственное регулирование в России должно быть направлено на преодоление дифференциации доходов различных слоев общества. Данную проблему можно решить путем ввода прогрессивного налогообложения. 
 
Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия как на макро, так и на микроуровне. 
 
Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены.  
 
Регулируя минимальный размер оплаты труда (МРОТ), государство влияет на предпринимателей, последние в свою очередь начинают платить «белую» заработную плату своим сотрудникам. Это влечет за собой увеличение бюджета страны. 
 
Рассмотренные методы государственного регулирования позволяют государству оказывать существенное влияние на не только на работодателей, но и на покупателей.  
 
Политика государства, прежде всего, должна быть направлена на повышение покупательной способности населения и обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам. Осуществляя регулирование, государство должно учитывать интересы всех слоев населения.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике