Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:54, реферат
Целью выполнения данной работы является изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.
При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
- выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
- предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Введение
3
1 Понятие и виды инвестиций. Инвестиции как объект государственного регулирования
4
1.1 Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности
4
1.2 Виды инвестиций
5
2 Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности
9
2.1 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов
9
2.2 Необходимость государственного управления инвестициями
11
2.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
13
3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов
18
3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
18
3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
23
3.3 Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
24
4 Проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.1 Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности
31
Заключение
36
Список литературы
- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Настоящий ФЗ определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы).
Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов.
В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. Можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.
3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов
3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Регулирование финансовых инвестиций |
Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства |
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности | ||||||||
Регулирование сфер и объектов инвестирования |
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности |
Регулирование участия инвесторов в приватизации | ||||||||
Экспертиза инвестицион- ных проектов |
Проведение эффективной амортиз |
Льготное кредито- вание |
Предоставление финансовой помощи |
Рис.2. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики (амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.5
Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:
1) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
2) государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством РФ.
Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:
- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации. Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ;
- экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.
ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности путем6:
- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- создания и развития сети информационно - аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в РФ;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
- проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- прямого участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
- размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
- предоставление финансовой
помощи в виде дотаций,
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ.
Принятие решения
об осуществлении капитальных
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционного проекта определяется на данный момент постановлением правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».8 Стоит отметить, что данные правила не распространяются на следующие инвестиционные проекты:
- финансируемые за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (включая инвестиционные проекты, для разработки проектной документации которых предоставляются указанные ассигнования);
- реализуемые в соответствии с концессионными соглашениями;
- по которым приняты до 1 января 2009 г. акты Правительства РФ, либо акты главных распорядителей средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
Целью проведения
проверки является оценка соответствия
инвестиционного проекта
Проверка осуществляется
Министерством экономического развития
РФ в соответствии с разработанной
им методикой оценки эффективности
использования средств
Инвестиционный
проект оценивается по определенным
критериям и в несколько
Результатом проверки является выдача положительного или отрицательного заключения о соответствии проекта критериям эффективности.
Методика оценки эффективности разрабатывается Министерством экономического развития РФ. Она содержит различные формулы, учитывающие большое количество критериев, и позволяет выразить эффективность инвестиционного проекта каким-либо цифровым значением.
На практике такая методика оценки применяется только для крупных проектов. Чем меньше средств и времени требуется на осуществление инвестиционного проекта, тем меньшее число факторов учитывают при оценке его эффективности. Наиболее простыми показателями для оценки эффективности служат чистый дисконтированный доход, индекс доходности инвестиций, а также срок окупаемости инвестиционного проекта.
Таким образом, значение государственного регулирования для инвестиционной деятельности можно определить как основу, базис. Государственное регулирование унифицирует и определяет правила инвестиционной деятельности, защищает права участников отношений по поводу инвестиций, а также государство само выступает в качестве инвестора. Кроме того, государство следит за тем, чтобы осуществляемые инвестиционные проекты соответствовали определенным правительством требованиям к эффективности инвестиционных проектов.
Нужно отметить, что к экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.10
3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
2) мобилизующую;
3) стимулирующую;
4) контролирующую.
Установочная функция
государства заключается в
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности