Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 09:50, контрольная работа
Особенности России требуют наиболее активного вмешательства государства по устранению недостатков в национальной экономике, решению территориальных проблем, созданию условий для стабильного развития регионов и страны в целом.
Переход России к новым политическим и экономическим условиям требует глубоких реформ в государственном регулировании территориального развития
Государственное регулирование территориального развития РФ
Особенности России требуют наиболее активного вмешательства государства по устранению недостатков в национальной экономике, решению территориальных проблем, созданию условий для стабильного развития регионов и страны в целом.
Переход России к новым политическим и экономическим условиям требует глубоких реформ в государственном регулировании территориального развития. Основные тенденции проведения реформ определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночных отношений, радикальное изменение структуры собственности и распределение доходов, реорганизация унитарного государства в федеративное и увеличение экономических прав регионов.
Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.
На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.
Для успешного реформирования экономики необходимо учитывать территориальные особенности в реализации основных направлений государственной политики.
В области финансовой и налоговой политики необходимо повышение доли региональных бюджетов в общем бюджете страны. В то же время необходимо обеспечить во всех регионах России функционирование единой налоговой системы. В условиях неустойчивой обстановки в стране реализация долгосрочных территориальных планов невозможна, и Правительству приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Это в основном вынужденная политика, но именно она постоянно их воспроизводит. Создается так называемый заколдованный круг, и выйти из него можно только при наличии уверенной политической воли к наведению порядка в государственном регулировании территориального развития. Результатом этих действий должна стать система организационно-правовых механизмов, регулирующих процессы территориального развития в интересах России. Эти механизмы осуществляются в разных формах государственной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований и имеют цель:
- стимулировать развитие
тех территорий, которые по определённым
причинам не могут
- активизировать и поддерживать
средствами социальную
- создать условия для
возникновения и деятельности
государственно значимых
- обеспечить выполнение
отдельными регионами
- формировать и поддерживать
специальные организационно-
- оперативно реагировать на образование зон бедствий.
При этом возникает сложная задача объективно отобрать наиболее нуждающиеся в государственной поддержке регионы, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.
Распространившееся в настоящее время толкование государственной поддержки регионов необходимо уточнить важными по смыслу концепциями, связанными с определением государственности.
Во-первых, это определение закреплено в Конституции Российской Федерации за государственным и региональным уровнями.
Во-вторых, все вышесказанное относится
не только к территории субъекта федерации
в целом, но и к другим административно-
В-третьих, внутри одной страны каждое действие, которое изменяет структуру политических, социальных и экономических отношений в пользу одной из территориальных единиц, автоматически изменяет их для других.
Но независимо от обоснованности таких мнений, становится ясно, что федеральная поддержка территориального развития должна быть результатом решений всей федерации.
Так же очевидно, что по такому же принципу должны приниматься решения и об оказании государственной территориальной поддержки внутри региональных образований.
Федеральная поддержка регионов осуществляется в разнообразных формах. К ним можно отнести:
- трансферты, направляемые
в бюджеты субъектов
- дополнительная финансовая
поддержка депрессивных
- федеральные целевые
программы являются основной
формой государственного
- бюджетные инвестиции
заключаются в осуществлении
на территории конкретных
- передача в собственность
субъектов Российской
- жилищные субсидии
- товарные кредиты, предоставляемые
за счет федерального бюджета
субъектам Российской
- федеральное содействие
развитию региональных рынков
труда, секторов социально-культурной
сферы. Обычно, федеральные меры
закрепляются в определённых
федеральных целевых
- федеральные гарантии
по кредитам коммерческих
- финансовая помощь
- финансовая поддержка
угольной промышленности, военно-промышленного
комплекса и сельского
- обеспечение районов
Крайнего Севера горюче-
- финансовая поддержка
районов Сибири и Дальнего
Востока, а также Европейской
части России, связанная с переселением
из районов Крайнего Севера. Эта
поддержка выражается в
- поддержка регионов через внебюджетные фонды, по которым происходит перераспределение средств и дотаций проблемных регионов.
Такое обилие форм государственной поддержки регионов означает, что государство за счет федерального бюджета расходует на эти цели огромные средства. Но их полный учет и оценка затрудняются тем, что государственная поддержка регионов осуществляется как непосредственно, так и косвенно.
Весьма распространённое применение получил отбор территориальных проблем по принципу соответствия политическим целям. Большая часть принятых решений предопределяется необходимостью поддержки региональных властей, которые наиболее активно реализуют политический курс правительства.
Вторым по значению и частоте использования является метод индивидуального отбора по конкретным принципам, определённых в общей форме. Так, отбор федеральных целевых программ должен выходить из:
- особой значимости проблем;
- сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;
- взаимосвязанности
Третьим методом отбора является их классификация по специально подобранным категориям.
Четвертый метод определяется как укрупнение территорий для реализации конкретных видов выборочной государственной поддержки. Таких как, методы отнесения отдельных субъектов федерации к категориям «доноров» и «реципиентов» для выравнивания бюджетов, ранжирования регионов с позиций принадлежности к северным территориям для специальной государственной поддержки.
И пятый, наиболее редкий, метод отбора региональных проблем это прямой расчет потребности по определенным формулам и с использованием немногих показателей. На такой основе проводится расчет объема трансфертов, направляемых в отдельные территории из внебюджетных фондов.
Для объективной модернизации всей системы государственного регулирования регионального развития предопределяется особая заинтересованность к механизмам целевых программ регулирования. Как высока значимость совершенствования разработки и реализации федеральных целевых программ становится понятно, когда принимаются во внимание, разрабатываемые в настоящее время федеральных целевых программ поддержки регионов. Сюда входят, помимо собственных региональных программ, также отраслевые, функциональные и проблемно-ориентированные программы, оказывающих на решение региональных проблем большее влияние, чем сами региональные программы.
Состав блока региональных целевых программ уточняется ежегодно и закрепляется в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый период.
Использование целевых программ в решении проблем территориального развития постоянно повышается.
Число регионов, которые являются участниками федеральных программ, постоянно и быстро увеличивается. Сейчас уже утверждены и разработаны программы по охвату практически всех восточных территорий страны, значительной части регионов Северного Кавказа, Северного, Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Волго-Вятского экономических регионов. Программно-целевой подход повсеместно используется для решения проблем развития территорий, с недостаточно развитым экономическим потенциалом, территорий, особо нуждающихся в перестройке экономики, приграничных территорий с новыми для них проблемами.
В настоящее время разработка и осуществление федеральных целевых программ для решения территориальных проблем обеспечены нормативами намного лучше, чем другие формы государственной поддержки территориального развития.
Главной причиной низкой эффективности политики государственной поддержки регионального развития в девяностых годах являлась ее плохая правовая обеспеченность. Выходом из создавшегося положения за счет принятия новых, недостающих нормативно-правовых актов было невозможно, так как требовались серьёзные качественные изменения. Был необходим пересмотр самого подхода к правовому обеспечению политики государственной поддержки регионального развития, для чего потребовалось бы не одно десятилетие.
Правовая база государственного регулирования должна формироваться:
- Целенаправленно, то есть,
исходя из заранее
- Комплексно, то есть, из
четкого представления места
в общей структуре права и
обеспечения их
- Поэтапно, то есть, путем постепенного ввода в действие новых законов, дополняя и изменяя действующие правовые акты, отменяя устаревшие решения;
- Согласованно, то есть, обеспечивать
целесообразность
Основным условием получения хороших результатов является обеспечение эффективного участия субъектов федерации в подготовке и реализации проектов федеральных законов в тех сферах где особенно отражаются интересы государства в целом и его отдельных территорий.
Процесс обеспечения упорядоченной правовой базы политики государственной поддержки вполне реалистичен и, если политическая власть считает нужным и возможным её реализацию, может быть осуществлен в довольно сжатые сроки.
В XXI веке реформирование социально-экономической, этнополитической и правовой сфер будет ориентировано на обеспечение принципов государственности. Однако соблюдение этого условия может потребовать пересмотра сути и корректировки тактики и стратегии всех трансформаций.
Информация о работе Государственное регулирование территориального развития РФ