НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: экономической теории
Дисциплина: макроэкономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственное
регулирование цен (на примере отдельных
стран)
Студент
.
________________________
(подпись)
Руководитель
_______________________
(подпись)
Пинск 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41 с., 1 таб.,
10 рис., 21 источник.
ЦЕНЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ,
ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ, КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ, МОНОПОЛИЯ.
Объектом исследования является
организация государственного регулирования
в Республике Беларусь.
Предметом исследования является
государственное регулирование цен.
Целью данной работы является
изучение теоретических и практических
аспектов организации регулирования цен
в Республике Беларусь. В соответствии
с поставленной целью в работе поставлены
следующие задачи:
- изучить сущность
механизма регулирования цен;
- рассмотреть особенности
регулирования цен в зарубежных странах;
- проанализировать
реализацию механизма цен в Республике
Беларусь и разработать предложения по
совершенствованию и развитию системы
регулирования цен.
Для написания
курсовой работы были использованы методы
научного исследования, такие как диалектический,
системный анализ, синтез и исторический
метод, сравнительного анализа, графический
и группировки данных.
При написании работы использовались
учебные пособия, нормативно-правовые
документы и статьи по исследуемой проблеме.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней расчетно-аналитический
материал правильно и адекватно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других
источников теоретические и методологические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)
DAS REFERAT
Course Arbeit : 41 s, 1 tab , 10 Abb. , 21 Quellen
. . . .
PREISE, REGULIERUNG, PREISGESTALTUNG, DIE METHODEN
DER REGULIERUNG, DIE DIEREKTEN METHODEN, DIE INDIEREKTEN METHODEN, MONOPOLY.
Ein Objekt der Forschung ist die Organisation der
staatlichen Regulierung in der Republik Belarus .
Das Thema der Studie ist die staatliche Regulierung
der Preise.
Der Zweck dieses Papiers ist es, die theoretischen
und praktischen Aspekte der Organisation der Preisregulierung in der
Republik Belarus zu untersuchen. In Übereinstimmung mit dem Ziel in
der folgenden Aufgaben :
- Um das Wesen des Mechanismus der Regulierung der
Preise zu studieren;
- Zu berücksichtigen die besondere Regulierung der
Preise im Ausland;
- Um die Umsetzung des Preismechanismus in der Republik
Belarus zu analysieren und Vorschläge für die Verbesserung und Weiterentwicklung
des Systems der Preisregulierung zu entwickeln.
Um einen Begriff Papier verwendet die Methode der
wissenschaftlichen Forschung, wie dialektisch, System-Analyse, Synthese
und historische optische Methode , vergleichende Analyse und grafische
Daten Gruppierung zu schreiben.
Beim Schreiben von gebrauchten Schulbüchern , juristische
Dokumente und Artikel über die Forschung Problem.
Der Autor erkennt die Arbeit, die in ihrer Siedlung
und analytische Material ordnungsgemäß geführt und angemessen reflektiert
den Zustand des Prozesses , und alle aus der Literatur und anderen Quellen
des theoretischen und methodischen Grundlagen und Konzepte werden durch
Verweise auf ihre Autoren begleitet entlehnt.
_____________________
(die Unterschrift des Studenten)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
1 Сущность, функции и методы государственного
регулирования цен. Цены в механизме функционирования
экономики 7
1.1 Сущность, цели и функции государственного
регулирования цен 7
1.2 Методы государственного регулирования
цен 9
2 Государственное регулирование цен в
зарубежных странах 14
2.1 Государственное регулирование цен
в США 14
2.2 Государственное регулирование цен
в Швейцарии и Греции 15
2.3 Государственное регулирование цен
в Австрии и Испании 16
2.4 Государственное регулирование цен
в Швеции и Дании 18
2.5 Государственное регулирование цен
во Франции и Японии 19
3 Система государственного ценового регулирования
в Республике Беларусь 21
3.1 Оценка организации государственного
регулирования цен в Республике Беларусь 21
3.2 Развитие государственного регулирования
цен в Республике Беларусь 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных видов государственного
влияния на экономику является ценовое
регулирование. Государство должно
отслеживать изменения цен на все виды
товаров, анализировать причины этих изменений
и прямо или косвенно воздействовать на
процессы ценообразования. На уровне государственного
управления в переходный период необходимо
сочетание регулирования цен по отношению
к предприятиям естественной монополии,
на отдельные виды социально значимой
и структурообразующей продукции с последовательной
либерализацией цен по мере формирования
рынков различных товаров, услуг, ценностей.
По мере перехода к рынку предприятие,
получая экономическую самостоятельность
в ведении производственно-хозяйственной
деятельности, само на свой страх и риск
определяет, какую продукцию, где, когда,
какого качества производить, кому, на
каких условиях, по какой цене её продавать.
Следовательно, ответственность за принимаемые
экономические решения и результаты последствий
этих решений, в том числе об уровне цены,
ложится на предприятие. Выгодна или невыгодна
данная продукция предприятию, нужна или
не нужна она покупателям, подтверждается
рынком. Цены могут привести предприятие
к экономическому краху и напротив, создать
условия для мощного подъёма, процветания.
Сегодня белорусская экономика вернулась
к необходимости государственного регулирования
ценообразования, в той части, которая
является эффективным механизмом функционирования
экономик всех развитых рыночных стран.
Изучение Белорусского опыта ценообразования
в капиталистических странах важно как
само по себе, то есть для понимания
его закономерностей и тенденций, так,
и это более важно, для его творческого
использования с учетом национальных
особенностей для формирования ценового
механизма и ценовой политики в нашей
стране в период переход к рыночному хозяйству.
Переход республики к рыночным отношениям,
развитие многообразных форм собственности,
демократизация всех сторон общественной
жизни требуют изменения организации
распределительных отношений и, прежде
всего, по поводу оплаты труда. Суть радикальной
реформы управления экономикой - переход
от преимущественно административных
к экономическим методам руководства,
к управлению интересами и через интересы.
Поэтому важнейшая задача экономической
науки и практики состоит в том, чтобы
разработать такой механизм материального
стимулирования, который нацеливал бы
коллективы предприятий и отдельных работников
на достижение высоких конечных результатов.
В период перехода экономики к рыночным
отношениям необходимо создание хозяйственного
механизма, адекватного современным требованиям
развития демократического общества.
Особая роль в этом механизме отводится
ценам, поскольку именно они в рыночных
условиях являются основным индикатором
состояния экономики, становятся важнейшим
регулятором общественного производства
на всех уровнях управления, инструментом
распределения ресурсов. Преобразование
системы ценообразования должно осуществляться
с учетом исторически сложившихся особенностей
установления цен в отдельных комплексах
и сферах национальной экономики, зарубежного
опыта.
Актуальность работы обусловлена тем,
что с помощью разнообразного инструментария
государство вмешивается в хозяйственную
жизнь и соответственно в процессы ценообразования.
Его влияние осуществляется через финансовую,
таможенную, валютную, структурную, инвестиционную
и т.п. политику. На способы и методы государственного
регулирования цен оказывают влияние
национальные и климатические факторы,
сырьевые и политические условия, место
страны в мировом разделении труда. Изучение
опыта ценообразования капиталистических
стран позволяет понять ее закономерности
и тенденции, использовать полученные
знания при формировании ценового механизма
в Беларуси.
Объектом исследования является
организация государственного регулирования
в Республике Беларусь.
Предметом исследования является
государственное регулирование цен.
Целью данной работы является
изучение теоретических и практических
аспектов организации регулирования цен
в Республике Беларусь. В соответствии
с поставленной целью в работе поставлены
следующие задачи:
- изучить сущность
механизма регулирования цен;
- рассмотреть особенности
регулирования цен в зарубежных странах;
- проанализировать
реализацию механизма цен в Республике
Беларусь и разработать предложения по
совершенствованию и развитию системы
регулирования цен.
Для написания
курсовой работы были использованы методы
научного исследования, такие как диалектический,
системный анализ, синтез и исторический
метод, сравнительного анализа, графический
и группировки данных.
При написании работы использовались
учебные пособия, нормативно-правовые
документы и статьи по исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН. ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность, цели и функции
государственного регулирования цен
Государственное регулирование цен в
странах с рыночной экономикой - является
попыткой государства с помощью законодательных,
административных, бюджетно-финансовых
мероприятий воздействовать на цены таким
образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом,
т. е. через цены нивелировать циклическими
колебаниями процессов воспроизводства.
Государственное регулирование
рынка и цен – это совокупность мер, которые
принимает правительство в процессе участия
в системе товарно-денежных отношений.
Под государственным регулированием цен
понимают комплекс мероприятий, осуществляемых
государственными органами и направленных
на сохранение ими изменения существующих
уровней, соотношений, структуры, динамики
и паритета цен на отдельные товары, а
также поддержание государством посредством
проведения соответствующей ценовой политики
такого уровня потребления различными
слоями и группами населения, который
не ведет к возникновению возможных социальных
противоречий. Регулирование цен осуществляется
посредством установления верхних пределов,
выше которых при любом спросе на товар
устанавливать цены запрещено[17, с. 147].
Необходимость государственного регулирования
цен в условиях рыночной экономики преследует
следующие цели:
- обеспечение экономической
безопасности страны;
- социальная защита населения
(особенно наименее обеспеченных слоев)
от безосновательного роста цен на товары
первой необходимости;
- согласование интересов субъектов
рыночной экономики: товаропроизводителя,
покупателя и государства, для стимулирования
и упорядочивания рыночных отношений;
- защита отечественного товаропроизводителя;
- государственное влияние на
деятельность предприятий монополистов;
- ограничение инфляционного
роста цен в результате возникновения
товарного дефицита, резкого роста цен
на факторы производства;
- создание условий для нормальной конкуренции;
- поддержание ценовых пропорций.
Последовательное снижение инфляции
остается главной целью ценовой политики
в среднесрочной перспективе. Степень
государственного регулирования цен изменяется
в зависимости от состояния экономики:
усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает
по мере преодоления кризиса.
К функциям, выполняемым государством
относятся следующие:
1. Антимонопольное регулирование.
К важнейшим законодательным актам, регулирующим
экономическую сферу, выполняющим функцию
защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские(антимонопольные)
законы.Для предотвращения последствий,
связанных с несовершенством конкуренции,
государство, на основе антимонопольного
законодательства, использует меры государственного
регулирования, устанавливая контроль
над ценами, прибегая к разделению больших
фирм, препятствуя их слиянию. Оно может
изымать в судебном порядке незаконно
полученную прибыль и т.д. [11, с. 152].
2. Создание и регулирование правовой
основы функционирования экономики.
Прежде всего на государстве лежит ответственность
за создание законов и правил, регулирующих
экономическую деятельность, а также контроль
за их исполнением. Создание законодательной
базы - это установление правил поведения
экономических агентов, юридических принципов
экономического общения, которых обязаны
придерживаться в своих действиях все
экономические агенты - производители,
потребители и само государство. В числе
этих правил можно отметить законодательные
и нормативные акты, защищающие права
частной собственности и определяющие
формы предпринимательской деятельности,
условия функционирования предприятий,
их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы
качества продукции и безопасность труда,
вопросы взаимоотношений профсоюзов и
администрации и др.
3. Перераспределение доходов.
Не менее важной является и функция, связанная
с перераспределением доходов. Распределение,
которое обеспечивает конкурентный механизм,
приводит к социальному расслоению и бедности
в силу обстоятельств, находящихся вне
контроля человека, неподвластных ему.
Общество берет на себя заботу о неимущих
гражданах через налоговое перераспределение
доходов, принятие программ социальной
защиты. Например, выплаты по социальному
страхованию, медицинской помощи, пособий
по безработице и т.д. Государством финансируются
программы, обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости
от доходов семьи, субсидий на поддержание
цен на ряд сельскохозяйственных продуктов
и т.д.