Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:18, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов организации регулирования цен в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: - изучить сущность механизма регулирования цен; - рассмотреть особенности регулирования цен в зарубежных странах; - проанализировать реализацию механизма цен в Республике Беларусь и разработать предложения по совершенствованию и развитию системы регулирования цен.
Содержание
Введение 5 1 Сущность, функции и методы государственного регулирования цен. Цены в механизме функционирования экономики 7 1.1 Сущность, цели и функции государственного регулирования цен 7 1.2 Методы государственного регулирования цен 9 2 Государственное регулирование цен в зарубежных странах 14 2.1 Государственное регулирование цен в США 14 2.2 Государственное регулирование цен в Швейцарии и Греции 15 2.3 Государственное регулирование цен в Австрии и Испании 16 2.4 Государственное регулирование цен в Швеции и Дании 18 2.5 Государственное регулирование цен во Франции и Японии 19 3 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь 21 3.1 Оценка организации государственного регулирования цен в Республике Беларусь 21 3.2 Развитие государственного регулирования цен в Республике Беларусь 34 Заключение 38 Список использованных источников 40
В 1983 г. в США был
принят Закон о производительности труда
и нововведениях, согласно которому при
проведении совместных научно-исследовательских
работ не должно присутствовать соглашение
сторон о стабилизации цен или о умышленном
сокращении нововведенческой деятельности.
За нарушение антитрестовских законов
предусмотрены уголовная и гражданская
ответственность: штраф до 100 тыс. дол.
с должностного лица и тюремное заключение
до 3 лет, штраф до 1 млн дол. с корпорации.
Большой интерес
представляют принятые в США методы регулирования
цен на продукты аграрного сектора. Для
развития производства зерновых государство
предоставляет фермерам целевой заем.
Фермеры остаются собственниками произведенного
ими зерна, которое они продают по рыночным
ценам. Часть прибыли, которую они получили,
фермеры используют для погашения полученных
ими займов. Но если рыночные цены на зерно
оказываются ниже контрольных цен, которые
установил Конгресс, то фермер может сдать
свое зерно государству не по рыночной,
а по гарантированной контрольной цене.
Это относится и к ценам в молочной промышленности
на масло, молоко, сыр. Государство покупает
указанные продукты по контрольным ценам,
если они оказываются выше рыночных. В
этом случае производителям продуктов
выгоднее сдать их государству, а не продавать
на рынке. Скупленные продукты государственные
органы используют в виде бесплатных завтраков
для школьников, в виде продовольственной
помощи и т.д.[17, с. 164].
Таким образом, государство
проводит косвенное регулирование цен
на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая
стандарты и процентные ставки за кредит.
Похожие принципы государственного регулирования
цен используются в Германии и Великобритании.
По итогам
октября 2011 года индекс потребительских
цен в США продемонстрировал негативную
динамику, хоть и минимальную – так, в
сравнении с сентябрем 2011 снижение составило
0,1%, в то время как финансовые эксперты
прогнозировали нулевой рост этого макропоказателя.
В сентябре 2011 года месячная инфляция
в США составила 0,3%, а в августе 2011 года
цены на американском потребительском
рынке выросли на 0,4%.
Наибольшее месячное снижение
потребительских цен было зафиксировано:
на энергетические товары -2,9%
(месяц назад было +2,7%);
на подержанный автотранспорт
-0,6% (-0,6%);
на энергетические услуги -0,4%
(+0,7%).
Таблица 2.1 – Инфляция США, %
год
значение
2003
2.3
2004
2.7
2005
3.4
2006
3.2
2007
2.9
2008
3.8
2009
-0.3
2010
1.6
2011
3.1
2012
2.0
По данным таблицы видно, что
в 2012 году инфляция снизилась на 1.1% (в сравнение
с 2011).
2.2 Государственное регулирование
цен в Швейцарии и Греции
В Швейцарии, согласно законодательству,
регулируются цены почти на половину сельскохозяйственной
продукции. Государственное регулирование
содержит цены на кормовое и пищевое зерно,
сахарную свеклу, молоко, рапс.. Справочные
цены вводятся на мясо. Ограниченное регулирование
цен с наблюдением за ними осуществляется
по одежде, текстильным товарам, музыкальным
инструментам, игрушкам. В Швейцарии контролируются
цены на товары, защищаемые или субсидируемые
государством. Органом ценообразования
в стране является Федеральное ведомство
по контролю за ценами. Процесс ценообразования
проводится здесь в соответствии с постановлением
федерального правительства о защитных
ценах на товары, рядом законов и постановлений
по конкретным отраслям и видам продукции
[11, с. 152].
В Греции существует специализированный
орган, который занимается вопросами образования
цен – Межминистерский комитет по ценам
и доходам. Правовой же основой государственного
вмешательства в образование цен является
Кодекс государственного регулирования,
который был принят Указом президента
в 1989 г. В соответствии с этим Кодексом
все товары и услуги, которые подлежат
ценовому регулированию, подразделены
на две группы: первая группа включает
в себя товары и услуги, цены на которые
регулирует Межминистерский комитет по
ценам и доходам (его возглавляет министр
национальной экономики). Этот орган регулирует
цены на табак, изюм, пшеницу, тарифы на
общественный транспорт, электроэнергию,
связь и почтовые отправления, каботажное
плавание, авиапассажирские перевозки
и др.
Во вторую группу входят все
остальные товары и услуги, а цены на них
регулирует министерство торговли. Товары
и услуги данной группы деляются на три
категории: существенно достаточные, существенно
недостаточные и несущественные.[18, с.
121].
На существенно недостаточные
товары устанавливается верхний предел
цены или максимальная прибыль в процентах
либо в абсолютном выражении, причем отдельно
для оптового и розничного предприятия.
Это в основном продукты питания, безалкогольные
напитки, услуги ресторанов, закусочных,
некоторые виды автомобилей, бензин и
др.
Цены на существенно недостаточные
товары (моющие средства, асбест, полуфабрикаты,
некоторые виды домашнего оборудования,
услуги автостоянок и др. – всего 86 видов
товаров и услуг) подвержены менее строгой
регламентации и контролируются только
для того, чтобы предотвратить получение
торговой сверхприбыли. Уровень сверхприбыли
подсчитывается по-разному.
Цены на товары и услуги, не
считающиеся товарами первой необходимости,
формируются самостоятельно, без участия
государственных органов.
С 1987 г. государством формируется
величина арендной платы, хотя весь жилой
фонд находится в частном владении.
В сферу государственного регулирования
входит около 20% цен.
Индекс потребительских цен
в Швейцарии в сентябре 2013 года снизился,
согласно прогнозам, на 0.1% по сравнению
с 0% роста в аналогичном периоде прошлого
года. В месячном выражении показатель
увеличился на 0.3% против снижения на 0.1%
в августе 2013 года.
Реальный объем розничной торговли
в Швейцарии в августе 2013 года увеличился
на 2.4% против роста на 0.6% в аналогичном
периоде прошлого года, тогда как аналитики
прогнозировали увеличение на 0.7%.
Таблица 2.2 – Инфляция Швейцарии,
%
год
значение
2003
0.6
2004
0.8
Окончание таблицы 2.2
2005
1.2
2006
1.1
2007
0.7
2008
2.4
2009
-0.5
2010
0.7
2011
0.2
2012
-0.7
В Греции в ноябре 2012 года инфляция
снизилась до 1% в годовом выражении против
2,9% в ноябре 2011 года. По сравнению с октябрем
цены в ноябре 2012 снизились на 0,5%. В частности,
дешевели лекарства, бензин и аренда квартир
и офисов, незначительно снизились также
цены на продукты питания, гостиницы и
рестораны.
Гармонизированный индекс потребительских
цен (HICP) в Греции в декабре прошлого года
по сравнению с декабрем 2011-го равнялся
0,3%. Среднегодовой темп изменения HICP в
2012 году составил 1%.
В апреле 2013 г. розничные цены
в Греции по сравнению с прошлым годом
снизились на 0,6%, падение инфляции наблюдается
уже второй месяц подряд. Такого Греция
не видела сорок пять лет. Высокая безработица
и дефляционные ожидания – люди надеются
на дальнейшее снижение цен – блокируют
внутреннее потребление и, значит, деловую
активность.
Шестой год подряд греческая
экономика сокращается, помощь от ЕС и
МВФ помогла стране формально избежать
дефолта, но не оживила экономику. Аналитики
называют происходящее настоящей депрессией.
При этом последовать примеру других стран
и дать местному производству стимул в
виде девальвации национальной валюты
Греция, член еврозоны, не может.
Таблица 2.3 – Инфляция Греции,
%
год
значение
2003
3.4
2004
3.0
2005
3.5
2006
3.3
2007
3.0
2008
4.2
2009
1.4
2010
4.7
2011
3.3
2012
1.1
В настоящее время инфляция
снижается из-за низкой покупательной
способности населения.
2.3 Государственное регулирование
цен в Австрии и Испании
Государственное регулирование
цен в Австрии осуществляется в соответствии
с Законом о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.),
Законом о картелях (в редакции 1988 г.) и
Антидемпингового закона (1985 г.). Государство
регулирует около 10% цен (лекарственные
препараты, лом и отходы черных металлов,
фармацевтическое сырье, теплоснабжение,
электроэнергию, газ). Парламент страны
устанавливает цены на табачные изделия,
табак, соль, телефонные, телеграфные
и железнодорожные тарифы, почтовые сборы.
Цены на спиртные напитки устанавливает
Министерство финансов. Министерство
экономики имеет право устанавливать
регулирование цен на срок до 6 месяцев
на любой вид услуг и товар. На срок до
6 месяцев оно может устанавливать цены
либо когда предприниматели не уменьшают
цены на готовую продукцию при снижении
цен на применяемые при производстве сырье
и материалы, либо когда они беспочвенно
завышаются одним или несколькими предприятиями.
Экономическая оправданность цены при
этом рассматривается с позиций интересов
развития экономики в целом и потребителей,
а не фактической себестоимости отдельно
взятого предприятия.
В целом система государственного
регулирования цен в Австрии встроена
в так называемый механизм «социального
партнерства», который заключается в согласовании
наиболее важных социальных и экономический
проблем между предпринимателями, правительством
и трудящимися.
Государственное регулирование
и контроль за ценами в Испании осуществляет
Высший совет по ценам при Министерстве
экономики и финансов, утвержденный Королевским
декретом в 1977 г. Удельный вес регулируемых
и устанавливаемых напрямую государством
цен составляет около 10% от общего количества
потребительских цен. Механизм государственного
регулирования цен предвидит использование
следующих их видов: местных, уведомительных
и разрешительных цен[17, с. 165].
Уведомительные
цены - такие цены, увеличение которых
производится после уведомления Высшего
совета по ценам за один месяц до его осуществления
(например, на фуражное зерно, стерилизованное
молоко, растительное масло, минеральные
удобрения).
К местным ценам
относятся цены на такие товары и услуги,
как железнодорожные и городские пассажирские
перевозки, водоснабжение населения, услуги
санаториев, клиник, больниц. Их увеличение
входит в компетенцию провинциальных
комиссий по ценам.
Разрешительные
цены. Частная или государственная
компания, которая планирует увеличение
цен на определенный товар или услугу,
направляет ходатайство в Высший совет
по ценам и после получения санкции от
правительственной комиссии увеличивает
цены. Они назначаются на электроэнергию,
соевое масло, сжиженный и природный
газ, бензин, нефть, керосин, дизельное
топливо, для производства удобрений,
страхование в сельском хозяйстве, фармацевтические
товары, услуги почты и телеграфа, телефонной
связи, на автомобильные, железнодорожные,
, пассажирские и грузовые перевозки, морские
пассажирские перевозки в пределах страны,
воздушные перевозки пассажиров в пределах
страны. [18, с. 122].
В 2012 году индекс потребительских
цен в Австрии увеличился с 2,2%, зафиксированных
в августе, до 2,7%. В месячном выражении
потребительские цены поднялись на 0,9%.
Рост индекса был вызван такими
его составляющими, как стоимость содержания
жилья, водоснабжения, электроснабжения
и топливные расходы.
Стоимость коммунальных услуг,
водо- и электроснабжения выросла на 3%,
а цена топлива поднялась на 9,3%. Цены на
продукты питания увеличились на 3,3%, одежда
и обувь подорожали на 3,5%.
В сентябре 2013-го индекс потребительских
цен в стране составил 1,7%, против 1,8% в августе
текущего года. Ранее инфляция сокращалась
до такого низкого уровня в августе 2010
года.
Ослабление инфляции в сентябре
было вызвано главным образом 6,1-процентным
снижением цен на топливо. Между тем, увеличение
расходов в секторе коммунального хозяйства
и цен на продукты питания стали основными
факторами повышения цен.
В месячном измерении потребительские
цены выросли на 0,7 процента в сентябре.