Инфляция в Японии набрала самые
высокие темпы за последние 5 лет, что не
может не радовать правительство Синдзо
Абэ, поставившее своей целью вывести
страну из затяжной дефляции, ведущей
к сокращению производства, доходов и
спроса.
Базовые потребительские цены
выросли в июле на 0,7% – в основном, за счет
роста мировых цен на энергоносители,
на что повлияла нестабильная политическая
обстановка на Ближнем Востоке. В свете
событий в Египте и Сирии цены на бензин
в Японии подскочили более чем на 10%.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЦЕНОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Оценка организации государственного
регулирования цен в
Республике Беларусь
Ценообразование является одной
из наиболее динамичных сфер правового
регулирования в Республике Беларусь.
Характер государственного
регулирования цен и порядка ценообразования
обусловлен рядом факторов, среди которых
можно выделить: приоритеты социально-экономического
развития государства, а также современные
тенденции и принципы регулирования предпринимательства
в целом.
В Республике Беларусь ценовая
политика как составная часть общеэкономической
политики реализуется путем принятия
нормативных правовых актов и направлена
на решение тех приоритетных задач, которые
стоят перед обществом на том или ином
этапе его развития.
Правовые основы ценообразования
в Республике Беларусь определены:
- Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З
«О ценообразовании», с учетом последних
изменений от 31.12.2009 № 114-З (далее Закон
№ 255-З);
- Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-XII
«О противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции»,
с учетом последних изменений от 22.12.2011
№ 328-З.[22, с.12]
В соответствии со ст. 5 Закона
№ 255-З основными принципами ценообразования
являются:
- определение основ государственной
политики;
- сочетание свободных и регулируемых
цен;
- разграничение полномочий
субъектов ценообразования по установлению
и регулированию цен;
- установление регулируемых
цен на уровне, обеспечивающем субъектам
хозяйствования покрытие экономически
обоснованных затрат и получение достаточной
для расширенного воспроизводства прибыли
с учетом государственных дотаций и других
мер государственной поддержки;
- государственный контроль
за соблюдением действующего порядка
ценообразования, установленных нормативов
и регулируемых цен.
В соответствии с Законом №
255-З применяются следующие виды цен:
- свободные, складывающиеся
под воздействием спроса и предложения
в условиях свободной конкуренции;
- регулируемые, устанавливаемые
соответствующими государственными органами,
осуществляющими регулирование ценообразования,
или определяемые субъектом ценообразования
с учетом установленными этими органами
определенных ограничений.
Регулирование ценообразования
в законодательстве рассматривается как
воздействие на процессы установления
и применения цен со стороны государственных
органов путем принятия законодательных,
административных, бюджетно-финансовых
и других мер с целью стабилизации и стимулирования
развития экономики республики.
Регулируемые цены применяются
на:
- товары субъектов хозяйствования,
занимающих доминирующее положение на
товарных рынках Республики Беларусь
и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые
товары, услуги, конкретный перечень которых
устанавливается Президентом РБ или по
его поручению Советом Министров РБ.
Согласно ст. 9Закона № 255-З государственную
политику в области ценообразования в
соответствии с Конституцией РБ определяет
Президент РБ.
Государственное регулирование
и контроль за ценообразованием в Республике
Беларусь на текущий момент осуществляют:
Совет Министров Республики
Беларусь - регулирует цены и тарифы на
важнейшие социально значимые услуги
для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны;
Министерство экономики:
осуществляет формирование
основ государственной политики в области ценообразования в пределах
предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;
определяет формы и способы
государственного ценового регулирования, порядок установления и
применения цен (тарифов);
осуществляет методическое
руководство ценообразованием и координацию работы других органов
управления в области ценообразования,
что обеспечивает единство ценовой
политики на всей территории страны;
осуществляет регулирование
цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового
и антимонопольного законодательства;
принимает решения о применении
экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства [1, с. 22].
В соответствии с Указом Президента
РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по
стабилизации цен (тарифов) в Республике
Беларусь» многие виды деятельности были
исключены из сферы государственного
регулирования. Так, многие министерства
теперь не задействованы в регулировании
цен, а именно: Мининформ РБ (регулировал
цены на книжную продукцию и периодические
издания, финансируемые за счет средств
бюджета); Милесхоз РБ (регулировал цены
на дрова в заготовленном виде (за исключением
дров для населения) и топливную щепу);
Госкомимущество РБ (регулировало цены
на услуги правового и технического характера
в соответствии с законодательными актами
о государственной регистрации недвижимого
имущества). Сокращены перечни регулируемых
цен и по оставшимся органам государственного
управления. В настоящее время исключены
из сферы государственного регулирования
плата за проживание в общежитиях, парковку
транспортных средств, пригородные автомобильные
перевозки пассажиров, наценки в общественном
питании (за исключением находящихся в
учреждениях образования) и др.
Облисполкомы и Минский горисполком
обеспечивают государственную политику
в области ценообразования в пределах
административно-территориальных единиц.
Возможность ограничивать цены на продукцию
подведомственных предприятий имеют также
министерства и ведомства.
В последние годы в Беларуси
использовались следующие основные способы
государственного регулирования цен:
определение предельных отпускных
цен на перечень социально значимых товаров;
обязательное обоснование цен
отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые
товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
установление предельных индексов
изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия
обязаны регистрировать цены на производимые
товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
установление фиксированных
цен на продукцию базовых отраслей экономики,
услуги естественных монополий;
установление предельных максимальных
(такси, бытовые услуги) и минимальных
(закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
ограничение размеров оптовых
и розничных торговых надбавок;
обязательное обоснование цен
при товарообменных (бартерных) операциях;
индексация тарифов (на грузовые
перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги),
квартплаты с учетом инфляции;
декларирование цен на продукцию
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
ограничение уровня рентабельности
в ценах на социально значимые товары,
продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
ограничение цен в рамках антимонопольного
законодательства (запрещение установления монопольных
цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании [3, с. 15].
Регулирование ценообразования
в Республике Беларусь реализуется на
основе форм прямого (административного)
и косвенного регулирования.
В соответствии с частью первой
ст. 8 Закона № 255-З республиканские органы
государственного управления, областные
и Минский городской исполнительные и
распорядительные органы в пределах полномочий,
предоставленных им законодательством,
осуществляют прямое регулирование цен
путем установления:
- фиксированных цен;
- предельных цен;
- предельных торговых надбавок
(скидок) к ценам;
- предельных нормативов рентабельности;
- порядка определения и применения
цен;
- декларирования цен.
Решение о выборе того или
иного способа регулирования цен принимается
этими органами исходя из государственных
интересов и складывающейся социально-экономической
ситуации в республике.
Наиболее жестким способом
государственного регулирования цен является
установление фиксированных цен. Фиксированная цена – регулируемая
цена, устанавливаемая субъектом ценообразования
в твердо выраженной денежной величине.
Фиксированные розничные цены
устанавливаются с учетом НДС и применяются
всеми субъектами предпринимательской
деятельности, осуществляющими производство
либо реализацию указанных товаров, независимо
от подчиненности и форм собственности.
Предельная цена – регулируемая
цена, величина которой ограничена верхним
и (или) нижним пределами.
Предельная торговая надбавка (скидка)
– это ограничение к регулируемой
цене, устанавливаемое государственными
органами, осуществляющими регулирование
ценообразования в сфере обращения.
Предельный норматив рентабельности
определен как устанавливаемый предельный
показатель отношения прибыли к затратам,
выраженный в процентах.
Декларирование цен – регистрация
цен юридическими лицами, занимающими
доминирующее положение на товарных рынках
республики, в соответствующих государственных
органах, осуществляющих регулирование
ценообразования.
Указом Президента Республики
Беларусь № 72 «О некоторых вопросах регулирования
цен (тарифов) в Республике Беларусь» определен
перечень товаров (работ, услуг), цены на
которые регулируются Советом Министров
Республики Беларусь, государственными
органами (организациями). Согласно указанному
перечню цены на социально значимые товары
регулируются Министерством экономики,
облисполкомами и Минским горисполкомом
по перечням, определяемым Советом Министров
Республики Беларусь.
Во исполнение Указа Президента
Республики Беларусь № 72 Советом Министров
постановлением № 495 «Об утверждении перечней
товаров (работ, услуг), цены на которые
регулируются Министерством экономики,
Министерством здравоохранения, облисполкомами
и Минским горисполкомом, и признании
утратившими силу некоторых постановлений
Совета Министров Республики Беларусь»
(с изменениями и дополнениями) утверждены
перечни социально значимых товаров, цены
на которые регулируются Министерством
экономики (содержит 26 позиций продовольственных
товаров), облисполкомами и Минским горисполкомом
(свежие картофель, капуста белокочанная,
свекла столовая, морковь столовая, лук
репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, бананы,
лимоны, апельсины, чулочно-носочные изделия,
мыло хозяйственное и синтетические средства
бытового назначения, предназначенные
для стирки, товары для детей 9 наименований).
Во исполнение названного Указа
постановлением Совета Министров РБ от
14.04.2011 № 495 утверждены:
1) перечень социально
значимых товаров (работ, услуг), цены
(тарифы) на которые регулируются
Министерством экономики;
2) перечень социально
значимых товаров (работ, услуг), цены
(тарифы) на которые регулируются
облисполкомами и Минским горисполкомом;
3) перечень платных медицинских
услуг, тарифы на которые регулируются
Министерством здравоохранения (по
согласованию с Министерством
экономики);
4) перечень услуг электросвязи
и почтовой связи общего пользования,
тарифы на которые регулируются Министерством
экономики [6, с. 17].Выбор конкретного способа
регулирования цен (тарифов) определяется
органами государственного управления
исходя из государственных интересов
и складывающейся социально-экономической
ситуации в Республике Беларусь.