Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов организации регулирования цен в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность механизма регулирования цен;
- рассмотреть особенности регулирования цен в зарубежных странах;
- проанализировать реализацию механизма цен в Республике Беларусь и разработать предложения по совершенствованию и развитию системы регулирования цен.

Содержание

Введение 5
1 Сущность, функции и методы государственного регулирования цен. Цены в механизме функционирования экономики 7
1.1 Сущность, цели и функции государственного регулирования цен 7
1.2 Методы государственного регулирования цен 9
2 Государственное регулирование цен в зарубежных странах 14
2.1 Государственное регулирование цен в США 14
2.2 Государственное регулирование цен в Швейцарии и Греции 15
2.3 Государственное регулирование цен в Австрии и Испании 16
2.4 Государственное регулирование цен в Швеции и Дании 18
2.5 Государственное регулирование цен во Франции и Японии 19
3 Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Оценка организации государственного регулирования цен в Республике Беларусь 21
3.2 Развитие государственного регулирования цен в Республике Беларусь 34
Заключение 38
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)

 

 

Инфляция в Японии набрала самые высокие темпы за последние 5 лет, что не может не радовать правительство Синдзо Абэ, поставившее своей целью вывести страну из затяжной дефляции, ведущей к сокращению производства, доходов и спроса.

Базовые потребительские цены выросли в июле на 0,7% – в основном, за счет роста мировых цен на энергоносители, на что повлияла нестабильная политическая обстановка на Ближнем Востоке. В свете событий в Египте и Сирии цены на бензин в Японии подскочили более чем на 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО                                        РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Оценка организации государственного регулирования цен в                    Республике Беларусь

 

Ценообразование является одной из наиболее динамичных сфер правового регулирования в Республике Беларусь.

Характер государственного регулирования цен и порядка ценообразования обусловлен рядом факторов, среди которых можно выделить: приоритеты социально-экономического развития государства, а также современные тенденции и принципы регулирования предпринимательства в целом.

В Республике Беларусь ценовая политика как составная часть общеэкономической политики реализуется путем принятия нормативных правовых актов и направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на том или ином этапе его развития.

Правовые основы ценообразования в Республике Беларусь определены:

  • Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-З (далее Закон № 255-З);
  • Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», с учетом последних изменений от 22.12.2011 № 328-З.[22, с.12]

В соответствии со ст. 5 Закона № 255-З основными принципами ценообразования являются:

    • определение основ государственной политики;
    • сочетание свободных и регулируемых цен;
  • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
  • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
  • государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

В соответствии с Законом № 255-З применяются следующие виды цен:

  • свободные, складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
  • регулируемые, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектом ценообразования с учетом установленными этими органами определенных ограничений.

Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Регулируемые цены применяются на:

  • товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
  • отдельные социально значимые товары, услуги, конкретный перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ.

Согласно ст. 9Закона № 255-З государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией РБ определяет Президент РБ.

Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:

  1. Совет Министров Республики Беларусь - регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны;

  1. Министерство экономики:

    1. осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;

    1. определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);

    1. осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;

    1. осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;

    1. принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства [1, с. 22].

В соответствии с Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» многие виды деятельности были исключены из сферы государственного регулирования. Так, многие министерства теперь не задействованы в регулировании цен, а именно: Мининформ РБ (регулировал цены на книжную продукцию и периодические издания, финансируемые за счет средств бюджета); Милесхоз РБ (регулировал цены на дрова в заготовленном виде (за исключением дров для населения) и топливную щепу); Госкомимущество РБ (регулировало цены на услуги правового и технического характера в соответствии с законодательными актами о государственной регистрации недвижимого имущества). Сокращены перечни регулируемых цен и по оставшимся органам государственного управления. В настоящее время исключены из сферы государственного регулирования плата за проживание в общежитиях, парковку транспортных средств, пригородные автомобильные перевозки пассажиров, наценки в общественном питании (за исключением находящихся в учреждениях образования) и др.

Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают государственную политику в области ценообразования в пределах административно-территориальных единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

  1. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

  1. обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

  1.  установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

  1. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

  1. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

  1. ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

  1. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

  1. индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

  1. декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

  1. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

  1. ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

  1. контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании [3, с. 15].

Регулирование ценообразования в Республике Беларусь реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования.

В соответствии с частью первой ст. 8 Закона № 255-З республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое регулирование цен путем установления:

  • фиксированных цен;
  • предельных цен;
  • предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
  • предельных нормативов рентабельности;
  • порядка определения и применения цен;
  • декларирования цен.

Решение о выборе того или иного способа регулирования цен принимается этими органами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике.

Наиболее жестким способом государственного регулирования цен является установление фиксированных цен. Фиксированная цена – регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Фиксированные розничные цены устанавливаются с учетом НДС и применяются всеми субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими производство либо реализацию указанных товаров, независимо от подчиненности и форм собственности.

Предельная цена – регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Предельная торговая надбавка (скидка) – это ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения.

Предельный норматив рентабельности определен как устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.

Декларирование цен – регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

Указом Президента Республики Беларусь № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определен перечень товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Согласно указанному перечню цены на социально значимые товары регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 72 Советом Министров постановлением № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) утверждены перечни социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики (содержит 26 позиций продовольственных товаров), облисполкомами и Минским горисполкомом (свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические средства бытового назначения, предназначенные для стирки, товары для детей 9 наименований).

Во исполнение названного Указа постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 утверждены:

1) перечень социально  значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются  Министерством экономики;

2) перечень социально  значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются  облисполкомами и Минским горисполкомом;

3) перечень платных медицинских  услуг, тарифы на которые регулируются  Министерством здравоохранения (по  согласованию с Министерством  экономики);

4) перечень услуг электросвязи  и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики [6, с. 17].Выбор конкретного способа регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь.

Информация о работе Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран)