Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:01, контрольная работа
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует много мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 4
1.2 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
4. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В современной рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
Строго говоря, понятия рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует. [7]
Одним из главных аргументов
работодателя в случае, если не удается
договориться с рабочими о величине
заработной платы, является его заявление
о возможности закрытия и перемещения
предприятия в другую страну, с
более дешевой и более
Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем - соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.
Таким образом, эволюцию экономических
функций государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изложенного материала
можно сделать однозначный
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абухба, Г. В. Роль государства в становлении институтов рыночной экономики / Г. В. Абухба // VIII Международный научный форум "Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность" : - Санкт-Петербург : СЗАГС, 2010.
2. Бузмакова, М. Возможности государственного регулирования рыночной инфраструктуры: социальный аспект/ Марина Бузмакова, Зинаида Ларичева, Михаил Соловьев // Человек и труд. - 2011. - N 10.
3. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия). М., 1997.
4. Варнавский, В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски/ В. Г. Варнавский; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. : Наука, 2005 (СПб.). - 314 c.
5. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт)/ В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N 6. - С. 29-37. - Библиогр. в сносках
6. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для студентов вузов по экон. и юрид. Специальностям / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. ; под ред. А. Г. Цыганова. - М. : Логос, 1999. – 366 c.
7. Кучуков, Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие для студентов. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 287 c.
8. Самофалова, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова; под ред. д. э. н., проф. Э. Н. Кузьбожева. - М. : КНОРУС, 2005. - 261 c.
9. Танци, В. Роль государства в экономике: эволюция концепций / В. Танци // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 10.
10. Курилин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2006