Разрешение - это согласие, выданное
в письменной или устной форме субъектом
управления. Государство дает разрешение
на ведение многих видов экономической
деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении
мер наказания за нарушение установленных
норм. Например, при несвоевременной уплате
налогов взимаются штрафы.
Административные
методы регулирования используются
часто при решении вопросов охраны
окружающей среды, обеспечения национальной безопасности
страны и т. д. Их используют при разработке
стандартов, нормативов, а также при осуществлении
контроля за их соблюдением.
Экономические
и административные методы находятся
в определенной взаимосвязи. Так
как любой экономический регулятор применяется или изменяется
после принятия соответствующих государственных
решений, а также контролируется государственной
службой, то можно сказать, что он уже несет
в себе элемент администрирования. В то
же время административные методы должны
быть экономически обоснованы. (Схема
1.)
1.7 Различные теории государственного
регулирования экономики.
Как
известно, отношение к вмешательству
государства в экономику на разных
этапах становления экономики было
различным. Я привожу несколько
ключевых теорий такого вмешательства.
Меркантилисты.
История государственного регулирования
восходит к концу средневековья, когда
основной экономической школой была школа
меркантилистов. Она провозглашала активное
вмешательство государства в экономику.
Меркантилисты утверждали, что главный
показатель богатства страны - количество
золота. Именно поэтому они призывали
поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория.
Основоположником
классической теории стал Адам Смит с
работой "Исследование о природе
и причинах богатства народов", в
которой, он утверждал, что свободная игра
рыночных сил создает гармоничное устройство.
В соответствии
с классическим подходом государство
должно обеспечивать безопасность жизни
человека и его собственность, разрешать
споры, словом, делать то, что индивид либо
не в состоянии выполнить самостоятельно,
либо делает это неэффективно. В своем
описании системы рыночной экономики
Адам Смит доказывал, что именно стремление
предпринимателя к достижению своих частных
интересов является главной движущей
силой экономического развития, увеличивая
в конечном итоге благосостояние, как
его самого, так и общества в целом. Главное
заключалось в том, что для всех субъектов
хозяйственной деятельности должны быть
гарантированы основные экономические
свободы, а именно свобода выбора сферы
деятельности, свобода конкуренции и свобода
торговли.
Кейнсианская теория.
В 30-е года прошлого
века, после глубочайшего спада экономики
США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул
свою теорию, в которой он опроверг,
взгляды классиков на роль государства.
Теорию Кейнса можно назвать "кризисной",
так как, по сути, он рассматривает экономику
в состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться
в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения
спроса, так как причина капиталистических
кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал
несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная
политика, стабильная бюджетно-финансовая
политика и др. Гибкая кредитно-денежная
политика позволяет перешагнуть через
один из серьезнейших барьеров - неэластичность
заработной платы. Это достигается, считал
Кейнс, путем изменения количества денег
в обращении. При увеличении денежной массы
реальная зарплата уменьшится, что будет
стимулировать инвестиционный спрос и
рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой
политики, Кейнс рекомендовал государству
увеличить налоговые ставки и за счет
этих средств финансировать нерентабельные
предприятия. Это не только уменьшит безработицу,
но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами
кейнсианской модели регулирования
являются:
доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Данная
модель позволила ослабить циклические
колебания в экономике в течение
более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии
проявилось ее несовершенство. Примерно
с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться
несоответствие между возможностями государственного
регулирования и объективными экономическими
условиями. Кейнсианская модель могла
быть устойчивой только в условиях высоких
темпов роста. Высокие темпы роста национального
дохода создавали возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала.
Неоклассическая теория.
Теоретической
базой неоклассической модели стали
концепции классического направления экономической
мысли. Трансформация модели государственного
регулирования заключалась в отказе от
воздействия на воспроизводство через
спрос, а вместо этого - использование
косвенных мер при воздействии на предложение.
Многие сторонники экономики предложения
считали необходимым воссоздать классический
механизм накопления и возродить свободу
частного предпринимательства. Экономический
рост рассматривается как функция от накопления
капитала, которое осуществляется из двух
источников: за счет собственных средств,
т.е. капитализации части прибыли и за
счет заемных средств (кредитов). Поэтому
в соответствии с этой теорией государство
должно обеспечить условия для процесса
накопления капитала и повышения производительности
производства.
Основные
трудности на этом пути
- высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений,
а инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных средств
для накопления. Поэтому неоклассики предложили
осуществление анти-инфляционных мероприятий
на базе рекомендаций монетаристов и предоставления
налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение
налоговых ставок сокращает и
доходы госбюджета, и увеличивает
его дефицит, что осложняет борьбу
с инфляцией. Следовательно, следующим
шагом станет сокращение государственных
расходов, отказ от использования бюджета
для поддержания спроса и осуществления
широкомасштабных социальных программ.
Сюда можно отнести и политику приватизации
государственной собственности.
Следующий
комплекс мер - реализация политики дерегулирования.
Это означает ликвидирование регламента
по ценам и заработной плате, либерализацию
(смягчение) антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и
др.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что в неоклассической модели государство
может лишь косвенно влиять на экономику.
Главная же роль в реализации экономического
развития страны отводится рыночным силам.
Глава
2. Государственное
регулирование на современном этапе.
2.1 Стратегические
проблемы России по вопросам государственного
регулирования переходной экономикой
на современном этапе.
На современном этапе в России требуются чрезвычайные
и вместе с тем системные стратегические
меры для вывода страны из глубокого управленческого
кризиса, поразившего практически все
звенья и уровни руководства хозяйством.
Речь идет, во-первых, о реорганизации
первичного звена экономики- хозяйствующих
субъектов и, во-вторых, о радикальном
усилении регулирующей и контрольной
функций органов исполнительной власти,
о беспрепятственном прохождении управленческих
импульсов и надежной обратной связи по
всей управленческой вертикали.
Один из самых
драматичных и дорогостоящих
уроков прошедших пяти-шести лет
заключается в том, что ни исполнительная
власть, ни законодательные органы
не разработали концепцию создания системы
управления, адекватную рыночному механизму
и особенностям переходного периода. Нет
и ответа на вопрос: как выходить из организационного
кризиса? К тому же в программах перехода
к рыночной экономике, которые провозглашались
в последние годы представителями всех
направлений (правого, левого, центра),
оставались в тени основные условия эффективности
проведения реформ - система управления
экономикой во всех звеньях, организация
хозяйственного управления, формирование
четкой и безотказной институциональной
структуры.
Представление
о вторичности управления свело
проблемы руководства хозяйственными
процессами к предельно простым
связям и отношениям, примитивизму
в понимании многосложных объективных
процессов, практически подменило
гибкое и нормативное регулирование
импульсивными мерами по "тушению пожаров".
По этим причинам
кризис приобрел всеобщий характер, задев
самые основы управленческой вертикали,
горизонтальных связей и информационных
потоков. Он превратился в кризис
человеческих отношений. Это нарушило
принципы стимулирования, ответственности
и дисциплины, четкого исполнения принятых
решений, строгого контроля и санкций,
корпоративной этики и чести.
К наиболее заметным
проявлениям охватившего экономику
кризиса управления можно отнести:
- самоустранение
государственных структур от
целенаправленного, обоснованного и гибкого использования
всей системы экономических и административных
рычагов, от решения вопросов, которые
; и в рыночной экономике остаются в сфере
их компетенции;
- отсутствие четкого разграничения
прав и ответственности как по вертикали
власти, так и между властью и хозяйствующими
субъектами; в равной мере не разграничены
и во многом не упорядочены права и ответственность
собственников и управляющих;
- необеспеченность правовой защиты договорных
отношений;
- разрушение
производственных и управленческих
структур корпоративного типа, являющихся
основой промышленного потенциала;
- тенденцию
к разделению на отдельные
части крупных и средних предприятий;
- бесхозность
предприятий, находящихся в государственной
собственности, включая унитарные с правом
хозяйственного ведения, и несостоятельность
казенных предприятий;
- отсутствие
повсеместной системы выдвижения
и высококвалифицированной подготовки
нового поколения руководителей всех уровней.
Разумеется, нельзя
не учитывать, что централизованная
система не могла быть сломана
в одночасье. Надо отметить и то,
что самым неуправляемым оказался
государственный сектор. Практически
не оправдали себя хозяйственное
ведение как форма реализации государственной собственности,
институт представителей государства
в акционерных обществах с соответствующими
пакетами акций. Государство как собственник
не разработало обоснованную стратегию
управления своим имуществом, оно не стало
"стратегическим собственником".
Государство в
крупных масштабах "сбросило"
с себя выполнение действительно
несвойственных ему хозяйственных
функций, но при этом произошло ослабление
управляемости оставшимися в
его собственности предприятиями.
Основные причины потери управляемости государственным
сектором экономики носят институциональный
характер и связаны с тем, что:
- дезорганизованы
системы заказов и закупок
продукции, работ и услуг для
государственных нужд; не налажена
система государственных контрактов; - отсутствует нормативная
база, определяющая требования к управлению
государственными предприятиями;
- не выработаны учредительные документы унитарных
предприятий, в которых должны быть учтены
отраслевые и региональные особенности,
а также интересы экономической безопасности
страны;
- отсутствуют
нормативно-правовые рамки поведения
представителей государства при
регулировании таких процессов,
как распределение прибыли предприятий
с государственным участием, обеспечение
федеральных гарантий для получения
внебюджетных кредитов и инвестиций;
- раздроблены
функции управления и распоряжения
государственным имуществом между
многочисленными федеральными органами
исполнительной власти;
- отсутствует целостная система подготовки
управляющих государственными пакетами
акций.
Стране сегодня нужна долговременная экономическая
стратегия, четко выражающая в содержательной,
ценностной плоскости критериальный вектор
экономического и социально-культурного
развития. Среди ключевых целей стратегии
государства должна быть ясно представлена
совокупность ориентиров, связанных с
расширенным воспроизводством производительных
сил нации как базы усиления конкурентоспособности
страны на мировой арене и устойчивого
повышения благосостояния народа России. 3(Таблица 1.)
2.2 Роль государственного
регулирования в современной экономике.
Структура финансового рынка.