Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.
В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….27
2.4. Экономическая политика государства……………………………..30
Заключение……………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

rehc.docx

— 120.83 Кб (Скачать файл)

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

По  способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования  организуется и функционирует система  государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.

Методы  косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование  осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.

Важнейшими  инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

Реализация  функций, форм, методов государственного регулирования осуществляется посредством экономической политики государства.

2.4. Экономическая политика государства

Экономическая политика государства — это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и выбранных средств их достижения. [2]

Средствами  достижения целей выступают методы и инструменты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов.

Неотъемлемым  компонентом экономической политики являются принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим могут быть отнесены следующие принципы:

— научности. Политика должна основываться на научном анализе объективных экономических отношений, присущих им законов, общемировых тенденций общественного развития и специфических условий конкретной страны;

— реалистичности. Учет реальных для планируемого периода возможностей развития и продуктивного использования экономического потенциала страны — необходимая предпосылка успешности политики;

— сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов измене-ний условий и факторов, определяющих ключевые параметры экономики;

— увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей развития национальной экономики. Его реализация предполагает сочетание концептуаль-ного видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реализации экономической политики;

— системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осуществления. Это необходимо для обеспечения управляемости экономики, достижения синергетического эффекта.

Экономическая политика отражает не только объективные  условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.

Особенности экономической политики российского  государства связаны, например, с  необходимостью преодоления привычных  стереотипов поведения экономических  субъектов, сформировавшихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в результатах общественного производства и др.

Сложная структура  экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обусловливают разработку множества видов экономической политики. В их числе – политика занятости, доходов, промышленная, антиинфляционная, антимонопольная, социальная политика.

Основные  цели промышленной политики в современной России состоят в обеспечении: структурной перестройки индустриального сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убыточных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотехнологичных и наукоемких производств; институциональной поддержки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий оборонного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг.

В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике, региональных формированиях; долевое финансирование капитало-емких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налоговые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др.

Повышение эффективности  хозяйствования промышленных предприятий  невозможно без развития конкурентной среды. Поэтому осуществление промышленной политики взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонопольной политики государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; динамичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфере естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предпринимательских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др.

Реализация  этой политики требует применения комплекса  взаимосвязанных мер: финансовых, информационных и консультационных правовых на основе совершенствования антимонопольного законодательства

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отвечая поставленным в данном реферате целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этапе развития общественно-экономических отношений.

Нами были проанализированы два варианта государственного регулирования  смешанной экономики – кейнсианский (неокейнсианский) и неоклассический, получивших развитие в той или иной форме в разные периоды ХХ века. Однако необходимо отметить, что подобное разделение в известной мере условно и схематично, т.к. на практике зачастую наблюдается сближение или даже сращивание этих двух подходов к проблеме стимулирования и регулирования экономики.

В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного  механизма. Достоинство заключается  в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, передается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции  и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика  в силу имманентных ей законов  неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к  дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В  результате цели рыночного хозяйства  не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью  государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия. 

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник.-М., Финансы и статистика, 1997.

2. Курс экономики:  Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Общая экономическая  теория / Под ред. Корогодина. – Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. – с.321.

4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М., 1997.

5. Экономическая теория: Учебник  / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с.

6. Экономическая теория: Учебник  / Под ред. Ю.И.Хаустова. – Воронеж, Изд. ВГУ 1998.


Информация о работе Государственное регулирование экономики