Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
1.1 . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
1.2 . Методы государственного регулирования…………………………….5
1.3 . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
2.1 . Монетарная политика государства…………………………………….12
2.2 . Финансовая политика государства…………………………………….15
2.3 . Социальная политика государства…………………………………….20
3. Государственное регулирование экономики России……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.

Не менее важна также и  фискальная функция налогов. Она  представляет собой изъятие части  доходов предприятий и граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части около производственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Следует также отметить, что указанное  разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.

Фундаментальная задача государства  в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены  раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы  достигается тем, что в течение  года никакие изменения (за исключением  устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального  дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчетный период.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы

Причины бюджетного дефицита могут  быть следующими:

-неоправданно дорогостоящие социальные программы;

-крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

-спад общественного производства;

-рост предельных издержек общественного производства;

-массовый выпуск обесценивающихся денег;

-огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Бюджетный дефицит относится к  негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными  элементами экономической системы.

Существует несколько концепций  бюджетной политики. Общепринятая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при  более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  такое состояние бюджета в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую направленность.

В данный момент все большую  популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.

Существует также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.

Не смотря на все эти  концепции бюджетного дефицита, крупные  дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям для государств, поскольку  нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг - это  сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Бюджетный  дефицит и государственный долг очень тесно связаны.

В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность.

 

2.3. Социальная политика государства

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей  сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:

1. защита граждан от  экономического и общественного  вреда и деградации в результате  болезни, старости, резкого сокращения  доходов и т.д.;

2. обеспечение необходимых  условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;

3.    контроль морально-этических основ общества.

Это предполагает перераспределение  дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему  государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.

Проблемы, которые могут  возникнуть при проведении социальной политики:

-опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;

-общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;

-перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;

-гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических  субъекта: работник, предприниматель  и государство. Пропорции каждого  из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП.

Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное  регулирование экономики России

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:

1. повышение уровня жизни населения

2. обеспечение национальной безопасности

3. обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.

Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.

Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.

Обеспечение относительной  самодостаточности российской экономики  предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.

Тесная взаимосвязь  экономического роста должна проявляться  прежде всего в том, что рост экономики  должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи.

Для реализации долгосрочного  экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать  увеличение спроса на отечественную  продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.

Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней  мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами  на поставку сырья должно быть связано  с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.

Обеспечить экономический  рост можно только при условии  повышения уровня производства товаров  и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.

По словам Е. Федорова2, антимонопольное регулирование и развитие конкуренции - магистральное текущее направление политики государства в развитии предпринимательского сектора.

"По экспертным оценкам,  если бы сейчас в России  был бы среднеевропейский уровень  конкуренции, то цены снизились  бы как минимум в 2 раза", - такое мнение высказал Евгений  Федоров, 22 октября 2010года, на II-й ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России".

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.

Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях - 13-14%.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России