Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава будет посвящена сущности государственного регулирования экономики, она включает в себя: цели, задачи, методы и основные направления государственного регулирования экономики. Во второй главе мы рассмотрим политику государственного регулирования экономики, т.е. сферы деятельности государственного регулирования. Третья глава посвящена непосредственно государственному регулированию экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………..4
1.1 . Цели и задачи государственного регулирования……………………...4
1.2 . Методы государственного регулирования…………………………….5
1.3 . Основные направления государственного регулирования экономики…………………………………………………………………9
2. Политика государственного регулирования экономики………………….12
2.1 . Монетарная политика государства…………………………………….12
2.2 . Финансовая политика государства…………………………………….15
2.3 . Социальная политика государства…………………………………….20
3. Государственное регулирование экономики России……………………...22
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Великобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.

Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.

С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2007 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2%

Таблица 3.1.

Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2007 г.

 

Отрасль социальной сферы

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидирован-ный бюджет

 

млрд. руб.

в%

млрд. руб.

в%.

млрд. руб.

в%.

Образование

206

133,3

678,5

106,4

884,5

111,7

Здравоохранение и спорт

Культура,    кинематография,

145,6

176,4

461,6

115,7

607,2

137,2

           

средства массовой информации

50,4

130,8

103,9

130,6

154,4

130,8

Социальная политика

209,9

122

397,6

109,4

607,5

113,4

Всего социальных расходов

611,9

-

1641,6

-

2253,6

-

В %

27,2

-

72,8

-

100

-


С 2007 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).

Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благополучных стран). Однако, на 2007 год расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения.

На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:

- модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;

- существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.

Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективность государственного регулирования в современной России. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата. Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны.

В целом трудно переоценить  роль государства в российской экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях  заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

 

3.1. Государственное регулирование валютного курса в России

Валютный курс - это  цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для  обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.

Государственное регулирование  валютного курса направлено на его повышение либо снижение, исходя из задач валютной политики, и опосредуется формированием валютного курса. Валютный курс используется в различных направлениях государственного регулирования экономики.

Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта.

Существует рыночное и государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции  и действии законов стоимости, а  также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Регулирование курсов осуществляют МВФ, ЕС и другие организации.

Государственное регулирование  направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования  валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Основными органами государственного регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Регулирование осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

Банк России является органом валютного регулирования  и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:3

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

Эти принципы означают стремление правительства создать механизм валютного регулирования и валютного  контроля в качестве составного элемента системы регулирования национальной экономики.

Органами валютного  регулирования в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.4

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.5

Во время острой фазы кризиса в ноябре2008г. – феврале 2009г., характеризовавшейся масштабным оттоком капитала и непрерывным  понижением цен на энергоносители, Банк России допустил плавное снижение стоимости рубля к бивалютной корзине6. В ситуации значительного сокращения валютных поступлений в страну поддержание прежнего курса могло быть обеспечено лишь в течение ограниченного промежутка времени за счет расходования международных резервных активов. При этом, так как Банк России осуществлял постепенное снижение курса рубля, покупка валюты экономическими агентами стала сравнительно низкорискованным  высокодоходным инвестиционным инструментом, что приводило ко все возрастающему спросу на валюту и необходимости расходовать все больше средств из международных резервных активов.

В результате в целом  за декабрь – февраль реальный эффективный курс рубля снизился на 16,3%. Однако в результате стабилизации на финансовых рынках России и мира, произошедшей весной, и последовавшего за ней роста цен на энергоносители реальный эффективный курс рубля вновь начал расти, отыграв к октябрю больше 40% стоимости, потерянной в результате снижения курса. Курс доллара к евро также начал снижаться, после того как склонность инвесторов к риску вновь выросла.

Валютная политика, проводимая Банком России в течение кризисного периода, в целом обеспечивала сглаживание  колебаний курса, не создавая при этом препятствий для его фундаментальных изменений. В частности, во второй половине 2009г. размах курсовых колебаний превышал 15%.

На протяжении 2009г. тенденции, оказывающие влияние на состояние  внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. В начале года ситуация  на внутреннем валютном ранке характеризовалась превышением спроса на иностранную валюту над ее предложением, формировавшимся в условиях постепенного расширения Банком России границ допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. После завершения Банком России корректировки указанных границ и последующей стабилизации курсовых ожиданий участников рынка на внутреннем валютном рынке сложился определенный баланс спроса и предложения иностранной валюты, что обусловило прекращение тенденции к росту стоимости бивалютной корзины.

В первые месяцы 2010г. в  условиях сохранения благоприятной  внешней конъюнктуры увеличившийся  приток средств от внешнеторговых операций перекрывал чистый отток частного капитала, определяя превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию укрепления рубля.

В 2010г. при проведении операций на внутреннем валютном рынке  Банк России продолжил использовать в качестве операционного ориентира  стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США),устанавливая операционный плавающий интервал ее допустимых значений с корректировкой границ в зависимости от объема совершенных валютных интервенций.

В январе-июле 2010г. Банк России осуществлял на внутреннем валютном рынке только операции по покупке иностранной валюты. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за указанный период составил 44,7 млрд.долларов США, из них 19,9 млрд.долларов США – целевые интервенции.

На 1 августа 2010г. стоимость бивалютной корзины составила 34,36 рубля, что на 5% ниже, чем на 1 января 2010г. При этом официальный курс доллара США к рублю на 1 августа 2010г. был равен 30,1869 рубля за доллар США, что практически совпадает с уровнем на начало года, а официальный курс евро к рублю составил 39, 4694 рубля за евро, снизившись за январь-июнь на 9,2%.

Прирост индекса реального  эффективного курса рубля в июле 2010г. по отношению к декабрю 2009г. составил 8,7% при этом реальный курс рубля к евро повысился на 16,2%, а аналогичный показатель к доллару США – на 1,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России