Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики - это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.
Активная роль государства обусловлена ​​возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики.

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.
1.1. Государственное регулирование экономики как функция государства. Основные понятия.
1.2. Методы и средства государственного регулирование экономики.

Глава 2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.
2.1. Экономическая сущность предпринимательства
2.2 Предпринимательство как экономический процесс
2.3.Экономические цели деятельности малого предприятия
2.4. Прибыльность предпринимательской деятельности
2.5. Конкурентоспособность предприятия

Глава 3. Структура целевой программы.

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»

 

СОСНОВОБОРСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

Контрольная работа: Государственное Регулирование Экономики

 

На темы:

  1. Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.
  2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.
  3. Что Вы вкладываете в понятие "структура целевой программы"?

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Специальность 080502

Экономика и управление на предприятии

Давыдова Н.В.

 

Проверил: Гольм Д.О. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сосновый Бор

2013 год. 

 

Содержание:

 

 

Глава 1. Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.

          1.1. Государственное регулирование экономики как функция государства. Основные понятия.

          1.2. Методы и средства государственного регулирование экономики.

 

Глава 2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.

   2.1. Экономическая сущность предпринимательства

   2.2 Предпринимательство как экономический процесс

         2.3.Экономические цели деятельности малого предприятия

         2.4. Прибыльность предпринимательской деятельности

   2.5. Конкурентоспособность предприятия

 

 Глава 3. Структура  целевой программы.

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.

          1.1.  Государственное регулирование экономики как функция государства. Основные понятия.

 

  В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.

  Государственное регулирование экономики - это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

  Активная роль государства обусловлена ​​возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики. Отмечено, что функционирование рыночного механизма вызывает ряд следующих негативных последствий (экстерналий):

  1. Нерегулируемый рынок приводит к несоответствию между спросом и потреблением: предприниматели, увеличивая производство, насыщают рынок товарами и в тоже время, сокращают спрос путем экономии на заработной плате и ресурсах. В общественном масштабе это приводит к перенасыщению рынка товарами. Неконтролируемое развитие данного процесса приводит к экономическим кризисам.
  2. Нерегулируемый рынок дифференцирует общество, а значительное расслоение общества может вызывать острые социальные конфликты.
  3. Рыночный механизм не может предотвратить возникновение и развитие монополий, которые в свою очередь разрушают условия свободной конкуренции.
  4. В условиях научно-технического прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном мире это в основном - государственные инвестиции.
  5. Экологическая ситуация также является проблемой, которую не в силах решить рыночный механизм.

  Таким образом, рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции, нуждается в корректировке, осуществить которую может только государство. Исходя из степени применения того или иного вида регулирования, в мировой практике выделяют два основных вида регулирования национальной Экономики:

  1. экономический либерализм, предусматривающий, в основном, использование рыночных регуляторов и экономических методов государственного регулирования. Влияние государства в экономической сфере сведено к минимуму. Яркий пример экономического либерализма - США, Канада, Австралия; 
  2. экономический дирижизм , предусматривающий значительное влияние государства на социально-экономическое развитие с использованием прямых, а также административных методов, со значительной долей государственного сектора экономики (до 20% и более). Это такие страны как Швеция, Австрия, Япония.

  Необходимость балансирования рыночного механизма, обеспечения условий для его функционирования и устранения негативных последствий действия рынка обуславливают выбор целей государственного регулирования социально - экономических процессов.

  Экономической теорией и мировой практикой обоснованы несколько общих принципов разработки целей государственного регулирования:

  1. Соответствие конкретных целей и сущности конституционного устройства государства;
  2. Всесторонний учет индивидуальных, коллективных и общественных интересов;
  3. Сочетание возможностей практической реализации и научной обоснованности;
  4. Предотвращение конфликта целей;
  5. Информационное обеспечение.

  На определенном  историческом этапе цели государственного  регулирования зависят от многих  условий социально-экономического  развития страны, К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  1. минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  2. создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  3. обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

 

  Методы достижения этих целей подразделяются:

  1. на прямые (или дирижистские);
  2. косвенные (или экономические).

  Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

  Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

  Указанные методы взаимосвязаны.

  Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

  1. административно-правовые инструменты;
  2. финансовая (налоговая) система;
  3. кредитно-денежная система государства;
  4. государственная собственность;
  5. государственный заказ.

  Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

  Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

  Особое место при определении целей ГРЭ отведено понятию макроэкономической эффективности.

  Макроэкономическая эффективность предусматривает полное удовлетворение Социально-экономических потребностей общества на базе повышения общественной производительности труда, основанного на техническом и технологическом обновлении, усовершенствовании и модернизации организации производства и систем управления.

 

 

  Основные цели социально-экономического развития, которые ставит перед собой государство на каждом историческом этапе развития, находит Свое выражение в функциях ГРЭ , основными из которых являются :

  1. Целевая, определяющая основные цели, направления и приоритеты в развитии национальной экономики.
  2. Нормативная, устанавливающая с помощью законодательных актов и нормативов определённые правила деятельности хозяйствующих субъектов; создание определённого правового климата.
  3. Социальная, регулирующая социально-экономических отношения, создающая системы социальной защиты населения и дающая возможность решения экологических проблем общества.
  4. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики, предусматривающая регулирование государственного сектора экономики и создание общественных благ и товаров.
  5. Контролирующая, предусматривающая государственный надзор и контроль над законностью, исполнением экологических стандартов.

  Данные функции на практике находят Свое выражение в деятельности субъектов государственного регулирования. Субъектами ГРЭ являются центральные и местные органы власти.

  Объектами ГРЭ выступают сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации социально-экономической жизни страны, где возникает необходимость вмешательства государства для поддержки нормального функционирования экономики и социальной стабильности в обществе. Из данного общего определения вытекает возможность выделить конкретные объекты ГРЭ.

  Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

  Основные объекты ГРЭ:

  1. экономический цикл;
  2. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  3. условия накопления капитала;
  4. занятость;
  5. денежное обращение;
  6. платежный баланс;
  7. цены;
  8. НИОКР;
  9. условия конкуренции;
  10. социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  11. подготовка и переподготовка кадров;
  12. окружающая среда;
  13. внешнеэкономические связи.

 

  Относительно каждого из названных объектов государство проводит соответствующую экономическую политику.

  Экономическая политика - это система социально-экономических идей и целей развития страны, основные задачи и способы их достижения, а также деятельность органов власти по их достижению.

  Исследователи в области государственного регулирования выделяют следующие основные направления государственной макроэкономической политики:

  институциональное - целенаправленные мероприятия государства по устранению неэффективных и созданию новых экономических институтов;

  структурно - инвестиционное - формирование современной эффективной структуры экономики на основании регулировании капиталовложений;

  финансовое - разработка перспективных программ, повышающих эффективность функционирования финансовой системы государства в соответствии с организационно - институциональными преобразованиями;

  социальное - разработка направлений социальной защиты, регулирования социальной инфраструктуры, соответствие экономических преобразований в национальной экономике интересам всех слоев общества.

  Таким образом, в условиях трансформации социально-экономических отношений, в Украине значительно повышается роль государства в формировании системы управления национальной экономики, которая на   основании развития национального конкурентноспособного производства обеспечивала бы достойный уровень жизни населения и благосостояние нации в целом.

1.2.  Методы и средства государственного регулирование экономики

Информация о работе Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономич