Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа
Государственное регулирование экономики - это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.
Активная роль государства обусловлена возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики.
Глава 1. Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения.
1.1. Государственное регулирование экономики как функция государства. Основные понятия.
1.2. Методы и средства государственного регулирование экономики.
Глава 2. Развитие предпринимательства как необходимый элемент экономической стратегии современного государства.
2.1. Экономическая сущность предпринимательства
2.2 Предпринимательство как экономический процесс
2.3.Экономические цели деятельности малого предприятия
2.4. Прибыльность предпринимательской деятельности
2.5. Конкурентоспособность предприятия
Глава 3. Структура целевой программы.
Список литературы
Получение прибыли - непосредственная цель предпринимательской деятельности.
Прибыль - чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Она может быть получена не только от основной предпринимательской, деятельности предприятий. Составными элементами ее могут быть:
- прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг),
- прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия,
- прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получения дивидендов.
Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают:
Балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.
Величина прибыли субъективно зависит от объема произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен, по которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь - результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора.
2.4. Конкурентоспособность предприятия
В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентного рынка.
Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции. Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции. В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия. Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.
Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т. е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли. На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников. Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.
3. Структура целевой программы.
Целевые программы в системе
государственного регулирования экономики.
Разработка целевых программ является
одним из важнейших механизмов региональной
политики, одной из форм регулирования
регионального развития отраслей. Целевые
программы, как правило, создаются на основе
концепций стратегического развития отрасли
(региона, города, групп предприятий), кластера.
Государство стремится создать благоприятный
климат для стимулирования и ускоренного
развития определенных отраслей. Реализация
целевых программ развития приводит к
мобилизации всех возможностей отрасли,
кластера (регионов, групп предприятий).
Структура целевой программы, как
правило, включает в себя: характеристику
проблемы, основные цели и задачи, систему
мер, ресурсное обеспечение, механизм
реализации, организационный аспект, способы
управления и контроля за ходом ее реализации,
а также оценку ожидаемой эффективности
и социально-экономических последствий
от реализации программы. Программа должна
содержать в себе комплекс мероприятий,
проектов, направленных на достижение
поставленных целей. Они будут оцениваться,
включаться в программу на основе критериев
эффективности. Каждое мероприятие, каждый
проект в отдельности представляет собой
определенный бизнес-план, который содержит
в себе описание социально-экономического
эффекта от его реализации. Эффективность
проекта будет определяться в соответствии
с затратами на реализацию мероприятия.
Отдельные мероприятия, проекты должны
учитываться и оцениваться в совокупности,
т.к. возможно наличие синергетического
эффекта от реализации мероприятий.
Целевые программы, прежде всего, подразумевают
собой программы направленные на достижение
конкретных целей. Целевые программы разрабатываются
в соответствии с потребностями конкретной
отрасли, кластера и взаимосвязаны с целями
и приоритетами социльно - экономического
развития региона. Концепция решения программной
проблемы должна определять варианты
ее решения, формировать основные цели
и задачи соответствующей целевой программы,
обосновывать этапы и наиболее эффективные
направления ее реализации и необходимые
для этого объемы ресурсов.
Цели программы должны быть четкими,
измеримыми и иметь качественные и количественные
характеристики. Целевые программы разрабатываются
на основе существующей ситуации в отрасли,
кластере.
Существуют целевые программы разного
уровня: федеральные, региональные, муниципальные.
Решение крупномасштабных межотраслевых
(отраслевых) и региональных проблем, как
правило, связано с разработкой и реализацией
федеральных целевых программ, которые
следует рассматривать в качестве одного
из средств структурной и региональной
политики государства.
Региональные программы, т. е. программы
экономического и социального развития
субъектов Российской Федерации в отличие
от федеральных целевых программ разрабатываются
и реализуются субъектами Российской
Федерации, которые сами определяют цели
и задачи таких программ, порядок их разработки
и механизм реализации.
Разработке федеральных и региональных
программ предшествует отбор проблем,
целей, включающий обоснование необходимости
их решения на федеральном или региональном
уровнях. При отборе целей необходимо
руководствоваться, прежде всего, их значимостью.
Для целевых программ отбираются проблемы
и цели, которые сложно решить другими
методами и невозможно при этом использовать
механизмы рыночного саморегулирования.
Без специальной целевой программы порой
невозможно сконцентрировать ресурсы
и скоординировать деятельность многочисленных
органов государственной власти различных
уровней, заключить межрегиональные экономические
соглашения.
При отборе конкретных производственных
объектов и проектов основным фактором
является не нарушение равных конкурентных
условий и возможность обеспечить максимальную
экономическую и бюджетную эффективность.
Приоритет имеют те проекты и производственные
объекты, где предоставление бюджетных
средств предполагается в основном на
возвратной основе и может повлечь наибольший
приток внебюджетных средств, в том числе
иностранных инвесторов.
Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых
программ: