Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сигапур, Южная Корея, Израиль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:36, реферат

Краткое описание

Проследив современные тенденции развития экономики Азии, можно обоснованно утверждать, что существует особая азиатская экономическая общность. Она включает пять основных компонентов. Политическая стабильность обеспечивается благодаря просвещенной авторитарной власти. Экономический динамизм достигается путем сочетания рынка с государственным регулированием. Национализм, составляющий идеологию многих азиатских государств, ориентирован на перемены и использование внешних ресурсов в интересах народного хозяйства. Капитал встроен в планы развития и лоялен государству. Кредитная сфера очень активна.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление экономикой в странах Азии СГРЭ.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сигапур, Южная Корея, Израиль)

Проследив современные тенденции развития экономики Азии, можно обоснованно утверждать, что существует особая азиатская экономическая общность. Она включает пять основных компонентов. Политическая стабильность обеспечивается благодаря просвещенной авторитарной власти. Экономический динамизм достигается путем сочетания рынка с государственным регулированием. Национализм, составляющий идеологию многих азиатских государств, ориентирован на перемены и использование внешних ресурсов в интересах народного хозяйства. Капитал встроен в планы развития и лоялен государству. Кредитная сфера очень активна. 
Существуют и некоторые другие общие черты: в структуре экономики (повышенная по сравнению со среднемировым уровнем доля промышленности и госсектора), в экономико-юридической базе и деловых обычаях. И, пожалуй, важнейшая черта азиатской экономической общности – встроенность в нее модернизации как процесса постоянного обновления, активных и при этом выборочных заимствований зарубежного опыта, успешного синтеза своего и чужого. Обновление при этом в растущей мере опирается на собственный потенциал.

 

В преамбуле Конституции Индии сказано, что Индия является суверенной, социалистической, светской, демократической республикой.

Слово суверенная отражает долгий путь Индии от статуса колонии к статусу независимого государства, хотя формально Индия по-прежнему входит в Содружество.

Слово социалистическая было добавлено в преамбулу специальным актом о поправке 1976 года. Определяя Индию как социалистическую республику, создатели вышеупомянутого акта имели в виду социальное и экономическое равенство всех граждан и отрицание какой бы то ни было дискриминации по кастовой принадлежности, цвету кожи, полу, исповедуемой религии, языку и т.д. Каждому гражданину дается одинаковый статус и возможности. Государство стремится к уменьшению концентрации богатства в немногих руках и обещает всем своим гражданам достойный уровень жизни.

Слово светская было внесено в преамбулу тем же актом и подразумевает равенство всех религий и религиозную терпимость. В Индии нет государственной религии, граждане имеют право исповедовать любую религию, а государство не имеет права оказывать предпочтение или подвергать дискриминации ни одну из религий. Оно относится ко всем религиям с одинаковым уважением.

Демократическая республика подразумевает существование выборных органов управления, развитую систему выборов в органы власти различного уровня. Глава государства – Президент - также является выборным лицом.

Итак, Индия является союзным государством и суверенной социалистической светской демократической республикой с парламентской системой правления, базирующейся на Конституции. Конституция Индии была принята Учредительным Собранием 26 ноября 1949 года и вступила в силу 26 января 1950 года.

Конституция Индии, обеспечивающая парламентскую форму правления, отражает федеральное устройство страны с признаками унитарного государства. Согласно Конституции, Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Согласно статье 74 (1) Конституции, Совет министров во главе с премьер-министром должны оказывать помощь и консультировать Президента, который действует в соответствии с данными рекомендациями. Таким образом, в действительности исполнительная власть возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента (Лок Сабха). То же самое относится и к штатам. Губернатор является главой исполнительной власти, однако, в действительности, исполнительная власть закреплена именно за Советом министров во главе с главным министром штата.

Согласно Конституции законодательная власть распределяется между Парламентом и законодательными органами штатов. За Парламентом страны закрепляется право вносить поправки в Конституцию. Конституция обеспечивает независимость судей, Глав аудиторской комиссии и комиссий общественных служб, а также Председателя избирательной комиссии.

ЭКОНОМИКА ИНДИИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Состояние экономики Индии, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику. В 2009/10 фин. г., по данным Центральной статистической организации Индии (ЦСО), объем ВВП в текущих ценах достиг 1313 млрд. долл. США (прирост в базовых ценах 2004/05 фин. г. на 7,4%).

В 2009/10 фин. г. в структуре ВВП на долю сектора услуг приходилось 54,7%, промышленности - 28,2%, сельского хозяйства - 17,1%. В обзорный период сектор услуг вырос на 8,5%, промышленное производство - на 10,8%, сельское хозяйство - на 0,2%. Основные показатели экономики Индии за последние пять финансовых годов приведены в Приложении к Обзору.

Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику Индии проявилось, прежде всего, в том, что резко снизились заказы на экспортные поставки, существенно осложнились зарубежные коммерческие заимствования, снизился приток иностранных инвестиций, иностранные портфельные инвесторы начали выводить средства, размещенные в индийских корпоративных ценных бумагах.

Кризис доверия в финансово-банковской системе привел к оттоку вкладов населения из частных банков. Рост процентных ставок и ужесточение условий предоставления кредитов сократили объемы потребительского кредитования и затруднили привлечение средств на реализацию новых проектов.

В наибольшей мере мировой кризис затронул экспортные отрасли экономики Индии (текстильная, химическая и ювелирная промышленность, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение), строительство и транспорт.

Принятые правительством Индии в 2008-2009 гг. меры по повышению ликвидности финансово-банковской системы, поддержке национальных производителей и экспортеров, стимулированию внутреннего потребления способствовали сохранению положительной динамики развития индийской экономики.

Положительные тенденции развития индийской экономики во второй половине 2009/10 фин. г. (рост ВВП более 7%, увеличение объема экспорта начиная с ноября 2009 г., рекордный приток прямых портфельных инвестиций в 2009 г. - 23,2 млрд. долл. США), а также принятие правительством плана по снижению дефицита бюджета до 4,1% к 2012/13 фин. г. способствовали тому, что 14 марта 2010 г. агентство "Standard&Poor´s" ("S&P") изменило прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам Индии по обязательствам в иностранной валюте «ВВВ-» и «А-3» до «стабильного». Это дает возможность индийским компаниям осуществлять зарубежные коммерческие заимствования на более выгодных условиях.

Несмотря на благоприятные среднесрочные перспективы роста индийской экономики (рост ВВП на уровне 8-10%), аналитики "S&P" отмечают достаточно сложное финансовое положение страны. Консолидированный долг Индии составил в 2009/10 фин. г. около 80% ВВП, а платежи по процентам - более 27% доходов правительства.

Действенными средствами снижения дефицита госбюджета правительство Индии считает проведение в 2010 г. государственных аукционов на право распределения частот под создание национальных сетей сотовой связи третьего поколения и широкополосный беспроводной доступ (правительство рассчитывает получить 23 млрд. долл. США), а также реализацию объявленной в 2009 г. программы частичной приватизации прибыльных государственных компаний (160 компаний). В 2009/10 фин. г. правительству удалось получить 315 млрд. инд. рупий (около 6,6 млрд. долл. США) за счет снижения своей доли в таких госкорпорациях, как «NHPC», «OilIndia», «NTPC», «REC» и «NMDC». В 2010/11 фин. г. Правительство Индии планирует получить за счет реализации указанной программы около 400 млрд. инд. рупий (8,4 млрд. долл. США), в частности, за счет снижения доли государства в металлургической корпорации «SAIL» с 86% в настоящее время до 69%.

Золотовалютные резервы страны по состоянию на 26 марта 2010 г. составили 277 млрд. долл. США (годовой прирост 9,8%).

За 11 месяцев 2009/10 фин. г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Индии составил 24,7 млрд. долл. США (аналогичный период предыдущего фин. г. - 25,4, сокращение - на 2,8%). С 1991 г. приток ПИИ в экономику Индии составил 127 млрд. долл. США.

В последние годы Индия активно инвестирует средства в экономику других стран. Общий объем прямых инвестиций индийских компаний за рубеж за 9 месяцев 2009/10 фин. г. составил 14,3 млрд. долл. США (в аналогичный период 2008/09 фин. г. - 16,4 млрд. долл. США, сокращение 12,8%). Основная часть индийских капиталовложений пришлась на Сингапур - 5,2 млрд. долл. США, Маврикий (1,6 млрд. долл. США) и США (1,2 млрд. долл. США). Инвестиции направлялись преимущественно в производство электроники, химических и фармацевтических продуктов, цемента, телекоммуникационных продуктов и программного обеспечения, добычу полезных ископаемых, цветную металлургию, электроэнергетику, нефинансовые услуги и торговлю.

По данным Совета по ценным бумагам и биржам Индии, приток портфельных иностранных инвестиций в индийские ценные бумаги в 2009/10 фин. г. составил рекордные 23,2 млрд. долл. США (в 2008/09 фин. г. отток инвестиций - 9,9 млрд. долл. США).

По данным Минторгпрома Индии, товарооборот Индии с зарубежными странами в 2009/10 фин. г. сократился на 6,9% по сравнению с 2008/09 фин. г. и составил 455,2 млрд. долл. США. Индийский экспорт снизился на 4,7% до 176,6 млрд. долл. США, импорт - на 8,2% до 278,7  млрд. долл. США.

Среди хронических проблем индийской экономики, оказывающих на нее негативное воздействие, можно отметить, в частности, следующие:

  • зависимость от импорта сырой нефти, ограниченность запасов коксующегося угля, низкое качество энергетического угля, хронический дефицит электроэнергии;

  • вследствие значительного числа бедного населения в стране государство вынуждено расходовать большие средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий, что ложится тяжелым бременем на бюджет страны;

  • "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;

  • неразвитость инфраструктуры;

  • многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь большинства индийцев, в т.ч. преобладание малых землевладений (менее 1 га), низкая механизация сельхозпроизводства, нехватка хранилищ и, соответственно, значительные потери произведенной продукции, высокая стоимость транспортировки сельхозпродукции, доминирование посреднических структур, несоответствие внутренних стандартов качества и безопасности международным стандартам, зависимость от погодных условий, растущие экологические проблемы, связанные с интенсивным использованием удобрений и пестицидов;

  • высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.[19]

Таким образом, индийская экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете. По размерам ВВП Индия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция и Великобритания. За последние 10 лет Индия добилась 50-процентного роста объема промышленного производства и 65-процентного увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. Текущее состояние экономики Индии оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику. Индийское правительство в течение последних лет в целом обеспечивает финансовую стабильность страны

Сингапур - республика парламентского типа. Статус страны как независимого государства закреплён в Конституции, основу которой составляли Акт о независимости 1965 г., переработанные статьи Конституции 1959 г. времен пребывания в составе Федерации Малайзия. В марте 1980 г. опубликован текст действующего Основного закона. Имеет единую территориально-административную систему, 21 муниципальный округ.

Принципы государственного управления основаны на стратегии «сингапуризации» общества на базе китайского, малайского и тамильского этносов с целью создания единой нации. По сути, утвердилась концепция меритократического общества, где превалирует принцип выдвижения на руководящие посты наиболее одарённых граждан, отбираемых из всех национальных групп и социальных слоёв. В качестве «полугосударственной» религии выступает конфуцианство.

Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием на шестилетний срок. С 1 сентября 1999 г. президентом являлся Сэллапан Рама Натан, который 1 сентября 2005 г. был вновь избран на пост президента. Премьер-министр назначается президентом Республики. Пост премьер-министра с 12 августа 2004 г. занимает Ли Сянь Лун.

Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Избирается путём прямого голосования на 5 лет гражданами, достигшими 21 года. Состав парламента формируется из избранных депутатов, а также 6 парламентариев, назначенных главой государства. Председательствует на заседаниях спикер, избранный из членов парламента. Высший орган исполнительной власти - кабинет министров. Кабинет ответственен перед парламентом и состоит из 13 министров. Премьер-министр - Го Чок Тонг назначен в ноябре 1990 г. Глава государства - президент. Начиная с 1991 г. избирается путём прямого голосования, имеет ограниченное право вето. За основу избирательной системы приняты правила и процедуры, действующие в Великобритании, однако с поправками на местные условия.

Выдающиеся деятели страны: Дэвид Маршалл, первый главный министр самоуправляющегося государства (1955-1956); Юсоф бин Исхак, первый президент Сингапура; Ли Куан Ю, патриарх политической жизни, премьер-министр самоуправляющегося государства в 1959-1963 гг., в 1963-1965 гг. Сингапура в составе Малайзии, в 1965-1990 гг. независимой страны.

В Сингапуре многопартийная система. Правящая партия - Партия народного действия (ПНД), создана в ноябре 1954 г. Другие - Демократическая прогрессивная, Демократический альянс, Демократическая, Партия национальной солидарности, Партия справедливости, Малайская национальная организация. Оппозиция представлена Рабочей партией. Её лидер - Дж.Б. Джейяретнам. Ведущие организации деловых кругов: Сингапурская федерация торгово-промышленных палат, Китайская торгово-промышленная палата, Индийская торговая палата, Международная торговая палата, Малайская торговая палата и другие. С начала 1970-х гг. действует Ассоциация потребителей Сингапура. Её членом имеет право стать любой гражданин, достигший 18 летнего возраста. Партия призвана информировать о правах потребителей, разбирать жалобы.

Информация о работе Государственное управление экономикой в странах Азии (Индия, Сигапур, Южная Корея, Израиль)