Государственные корпорации в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы, изучаемые в ней, активно обсуждаются на самом высоком уровне. Их решение определит будущее состояние экономики нашей страны. Госкорпорации охватывают наиболее перспективные отрасли экономики. Успешное развитие данных отраслей – большой шаг в развитии экономики, а провал – почти наверняка означает увеличение отставания от развитых экономик. Поэтому у государства в этой ситуации нет выбора. Необходимы взвешенные решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию экс-президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически иссякло. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Если этого не удастся сделать, страна уже никогда не сможет догнать по уровню жизни развитые страны. Народ – победитель страшной войны, не должен жить хуже, это будет большой несправедливостью по отношению к людям защищавшим нас.

Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях. Государственные корпорации действуют в тех отраслях, куда бизнес идет с неохотой, либо где у бизнеса недостаточно средств. Для осуществления деятельности госкорпораций были выделены из бюджета большие деньги. Госкорпорации были наделены достаточными для осуществления своих функций полномочиями. Но в процессе работы стали возникать проблемы, которые накапливались и, в конечном счете, образовали критическую массу. Стало понятно, что существующую структуру надо менять. И в своём послании президент уже говорит, что институт госкорпораций нуждается в реформировании. К этому вопросу нужен деликатный подход. При реформировании нельзя забывать, что функции, которые выполняли госкорпорации, должны сохранится независимо от их будущего.

Сама идея, создания подобных институтов развития вполне перспективна. Но раз они  не оправдали своего существования, следовательно, при их разработке были допущены ошибки.

В данной работе автор намеревается рассмотреть законодательство регулирующее деятельность госкорпораций, выявить существующие в нем пробелы и ограничения. Госкорпорации неоднородны по своему составу, следовательно, имели различные цели. Для большего понимания нужно проследить функционирование каждой госкорпорации с момента создания. Положительный опыт нужно использовать при реформировании и не допустить проявления уже выявленных отрицательных качеств. В заключительной части, на основе изучения опыта деятельности госкорпораций, будут рассмотрены возможные пути и проблемы при реформировании каждой из них.

Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы, изучаемые в ней, активно обсуждаются на самом высоком уровне. Их решение определит будущее состояние экономики нашей страны. Госкорпорации охватывают наиболее перспективные отрасли экономики. Успешное развитие данных отраслей – большой шаг в развитии экономики, а провал – почти наверняка означает увеличение отставания от развитых экономик. Поэтому у государства в этой ситуации нет выбора. Необходимы взвешенные решения.

 

1. Переходная экономика

1.1 Переходная экономика России

 

Современное понимание переходной экономики было сформировано в последней четверти XX века. Марксистская теория предполагала смену капитализма на социализм. Для этой смены, в соответствии с теорией, предполагался переходный период, заключавшийся в борьбе пролетариата и буржуазии. Но социализм, строившийся в некоторых странах, со временем был признан неподлинным и не имеющим дальнейших перспектив. Тогда начали изучать возможные пути трансформации экономики. Было две альтернативы:

  • переход от ложного социализма к истинному (устранение существующих недостатков)
  • переход от социализма к капитализму ( проведение рыночных реформ)

Но даже внутри среди этих двух стратегий было несколько  вариантов реализации. Однако среди них имелось одно общее – они рассматривали возможности перехода к новому виду экономики. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только создается. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Переходная  экономика представляет собой некую смесь элементов (отношений, связей, институтов) централизованной и современной рыночной систем. Сюда иногда добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

В России переход  от господствовавшей административно-командной  экономики к рыночной начался на рубеже 80-х и 90-х годов. Были объективные факторы, которые мешали успешному осуществлению перехода:

  • искаженная структура экономики (преобладание ВПК)
  • неконкурентоспособность отечественных товаров
  • крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики
  • население страны не имело опыта существования в рыночных условиях

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому  кризису.

Основными направлениями  рыночных реформ стали:

  • либерализация
  • стабилизация
  • приватизация

Необходимость либерализации цен аргументировалась  следующим образом: в отсутствие государственного вмешательства, т.е. директивного ценообразования и  дотаций, цена станет отражать соотношение  спроса и предложения. Что касается стабилизации, теоретически она была направлена на сдерживание инфляции и улучшение финансового положения государства. Контролировать инфляцию было необходимо, поскольку она негативно влияет на инвестиции и потребление. Быстрая приватизация стала третьим элементом стратегии радикальных реформ, означающим передачу государственных предприятий в частные руки. Предполагалось, что это станет побудительным мотивом для владельцев, руководителей предприятий и рабочих. Но первые два элемента создали преграды для третьего. С потерей сбережений в стране оставалось мало людей, способных покупать акции приватизируемых предприятий. А дороговизна кредита и отсутствие соответствующих финансовых учреждений не позволяли вкладывать средства в восстановление приватизируемых заводов. Приватизация государственных предприятий, когда новыми владельцами становились обычно старые управляющие, привела к созданию монопольных фирм с весьма предсказуемым монопольным поведением.

В России не возникло взаимодействие и разграничение функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

1.2 Роль государства в переходной  экономике

 

Роль государства  в экономике конкретизируется в  его функциях. Все основные функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Условно все функции государства можно разделить на две группы:

  • создание условий для развития рыночной экономики
  • устранение провалов рынка

К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования конкуренции и её защита, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения  доходов среди различных групп населения, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Для осуществления  своих некоторых функций в  переходной экономике государство  создало институт госкорпораций.

 

2 Государственные корпорации

2.1 Особенности правовой формы госкорпораций

 

Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 году специально для придания особого  статуса создававшемуся в то время  Агентству по реструктуризации кредитных организаций. В период 2003 по 2008 год было создано 7 госкорпораций.

 Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Статус некоммерческой организации для госкорпораций  предполагает, что целью их создания не является прибыль. И вся прибыль, полученная госкорпорациями должна тратиться на достижение целей, поставленных перед ними. Также законом ограничивается предпринимательская деятельность структур, госкорпорации не имеют права заниматься предпринимательством, если это не соответствует целям, определенным в федеральном законе о их создании. Таким образом ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.

Отличие госкорпораций от ГУПов — в выводе из-под контроля госорганов. Они не обязаны отчитываться о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых иных документов. Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать даже указанную отчетность.

Для государственных  корпораций, срок деятельности которых ограничен временными рамками, в законодательстве не прописаны вопросы реорганизации и ликвидации (за исключением Фонда ЖКХ срок деятельности которого ограничен периодом до 1 января 2012 года).

Институт  госкорпораций – способ выполнения функций государства на рыночной основе. Это своеобразный симбиоз государственной и частной структуры. Преимуществом госкорпораций, по сравнению с другими государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность в принятии решений. Госкорпорации создавались, когда у государства были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие. В экономической теории всех стран считается, что частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях. Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций. Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.

В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам.

У госкорпораций  очень специфическая структура  управления. Руководителей некоторых  госкорпораций назначает президент. Председателем других является премьер-министр. Вообще правительство имеет очень  большое влияние на госкорпорации, в наблюдательные советы входит большое число министров. Также интересно, что большинство госкорпораций создано в 2007 году. К этому периоду тогдашний президент, скорее всего принял решение в будущем возглавить правительство. И государственные корпорации создавались, специально для расширения полномочий правительства. Мною не исключается возможность того, что решение принятое господином Медведевым по реформированию госкорпораций имеет кроме экономической основы, также и политическую подоплеку.

2.2 Цели создания и функции госкорпораций

 

Первоначально государство пыталось решать задачи экономической политики с помощью классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным участием, созданием институтов развития и реализацию федеральных целевых программ. Одним из классических примеров является компания «Газпром». В середине 2000 годов компания активно развивалась при помощи государства. Во-первых, компания увеличила свои активы внутри страны. Во-вторых, государство увеличило долю в акционерном капитале компании до контрольной. Также государственной «Роснефтью» были выкуплены активы бывших структур «ЮКОСа».

Информация о работе Государственные корпорации в экономике России