Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 18:42, доклад

Краткое описание

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.
Цель выпуска государственных ценных бумаг:
Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
покрытие дефицита государственного бюджета;
покрытие кассовых разрывов в бюджете;

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный кредит.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Развитие  рынка ГКО:

На начальном этапе спрос  на ГКО был низким в связи с  высокой инфляцией и закрытостью  ГКО для иностранцев. Сумма выручки  от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.

В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей.

С 1 апреля 1998 года функции депозитария  по ГКО выполнял «Национальный депозитарный центр».

17 августа 1998 года был объявлен  дефолт по ГКО, доходность по  которым непосредственно перед  кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам.

  • Облигации федерального займа

ОФЗ — Облигации Федерального Займа — облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. Все ОФЗ — среднесрочные. Место торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная или переменная купонная ставка. Они бывают следующих видов:

    • ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов).
    • ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения.
    • ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % — конец срока).
    • ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
  • Облигации сберегательного займа

Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) — выпускались правительством РФ до 1998 года. Предоставляют право на получение дохода выше уровня доходности по сравнению с другими видами государственных ценных бумаг. Начало выпуска — август 1995 года. Срок обращения облигаций составляет 1-2 года. Выпускались номиналом в 100 и 500 рублей. Форма существования — документарная. Эмитентом выступало Министерство Финансов РФ. Форма владения — предъявительская. Форма выплаты дохода — купонная; процентный доход устанавливался на каждые последующие три месяца и выплачивались ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ. Владельцами могли быть как юридические так и физические лица; резиденты и нерезиденты. Первичное размещение ОГСЗ осуществлялось Министерством Финансов РФ в форме закрытых торгов, но порядок обращения позволял продаваться и покупаться и на вторичном рынке. Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагался налогом.

  • Казначейские обязательства

Казначейские  обязательства – разновидность государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение в России для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

Предпосылки выпуска казначейских обязательств:

В Российской Федерации к началу 1994 года сложилась ситуация, когда  у государства возникла задолженность  перед многими предприятиями  по государственным закупкам, федеральным  программам, государственному заказу и т.п., которая стимулировала  возникновение задолженности предприятий  друг перед другом. По оценкам специалистов каждый рубль долга государства  перед предприятием порождал два-три  рубля долгов предприятий друг перед  другом.

Для ликвидации возникшей задолженности, основной причиной которого явился дефицит  государственного бюджета, было принято  решение не осуществлять дополнительную эмиссию денег, а выпустить казначейские обязательства, которыми можно было рассчитываться с государством по налогам, т.е. происходил взаимный зачёт задолженности  государства перед предприятиями  в части финансирования работ  по заказу государства и в части  платежей в федеральный бюджет.

Порядок выпуска и обращения казначейских обязательств:

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся сериями в бездокументарной форме Министерством финансов Российской Федерации. Параметрами выпуска  являлись:

дата выпуска;

номинальная стоимость казначейского  обязательства;

процентная ставка;

общий объём выпуска;

срок начала погашения;

срок обращения;

ограничения на владение казначейскими  обязательствами;

число операций, в которых казначейские обязательства использовались как  средства погашения кредиторской задолженности;

срок обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения;

другие дополнительные сведения о  выпуске.

Поскольку выпуск казначейских обязательств осуществлялся в бездокументарной форме, то учёт движения ценных бумаг  осуществлялся на счетах депо в уполномоченных Минфином РФ банках, выполнявших функции  депозитария.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии  открывали счета депо первому  держателю казначейских обязательств на весь объём выпуска данной серии. Первыми держателями являлись федеральные  министерства и ведомства. Движение ценных бумаг осуществлялось переводом  казначейских обязательств со счёта  первого владельца на открываемые  счета последующих владельцев, которые  имели возможность в свою очередь  переводить казначейские счета со своего счёта депо на счета депо последующих  владельцев в счёт погашения кредиторской задолженности перед последними. Подтверждением того, что предприятие/организация является законным владельцем казначейских обязательств являлась выписка со счёта депо, выдаваемая уполномоченным депозитарием, т. е. банком.

Для того чтобы казначейские обязательства  выполняли предусмотренную для  них функцию расчётного средства, для каждой серии казначейских обязательств было установлено число расчётных  операций, которые можно было совершить  с этими ценными бумагами. Передача осуществлялась с помощью индоссамента. По каждой серии было установлено  минимальное число индоссаментов, которое должно было пройти казначейское обязательство в процессе расчётов между предприятиями соответствующей  отрасли. После этого владельцем казначейского обязательства могло  стать любое юридическое лицо, а не только предприятие данной отрасли, т.е. казначейские обязательства могли свободно обращаться на фондовом рынке.

При достижении срока начала погашения  казначейских обязательств они могли  быть предъявлены к погашению. Погашение  осуществлялось Минфином РФ путём перечисления на счета последнего владельца номинальной  стоимости казначейского обязательства  и процентов за весь срок обращения.

Сумма выручки от погашения казначейского  обязательства определялась на основании  текущего курса следующим образом:

Kt = Н + Н*T/360*R/100, где

Kt – текущий курс казначейского обязательства;

Н- номинал казначейского обязательства;

T – срок обращения казначейского  обязательства, но не более  предусмотренного при выпуске  срока обращения;

R – процентная ставка, исходя  из 40 % годовых.

Под давлением Международного валютного  фонда, не признававшего казначейские обязательства в качестве рыночной ценной бумаги, в 1995 году выпуск и обращение  казначейских обязательств были прекращены.

Применение казначейских обязательств позволило государству в условиях дефицита государственного бюджета  и высокой инфляции без дополнительной эмиссии денежных средств решить проблему взаимных неплатежей.

  • Облигации внутреннего валютного займа

Облигации внутреннего государственного валютного  займа (ОВГВЗ) были выпущены в обращение на основании постановления СМ — Правительства РФ №222 от 15 марта 1993 года в счёт долгов Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Датой выпуска займа считается 14 мая 1993 года. Первоначально было выпущено 5 серий (траншей) облигаций с погашением через 1, 3, 6, 10 и 15 лет соответственно. Первые два транша были погашены в срок, погашение третьего должно было состояться 14 мая 1999 года, но было отложено до 14 ноября вместе с купонными выплатами по остальным траншам. В настоящее время весь заём погашен.

(Другой  источник) ОВГВЗ - государственные  ценные бумаги Российской Федерации,  номинированные в валюте. Эмитентом  ОВВЗ (дата выпуска - 14 мая 1993) является  Министерство финансов РФ от  имени Российской Федерации. Цели  эмиссии ОВВЗ: урегулирование внутреннего  валютного долга быв. СССР - 9085,0 млн долл.; погашение внутреннего долга, не учтенного при определении первоначального объема эмиссии ОВВЗ -350,0 млн долл.; погашение валютной коммерч. задолженности Российской Федерации, начиная с 1996, -3500,0 млн долл. Форма выпуска ОВВЗ - документарная, на предъявителя. Организация учета первичного размещения и обращения на вторичном рынке ОВВЗ осуществляется Минфином РФ через Внешэкономбанк на тер. Российской Федерации по рыночным ценам через уполно-моч. банки и финансовые орг-ции, купившие облигации у эмитента. Неотъемлемая часть ОВВЗ - комплект из купонов, кол-во к-рых определяется сроком погашения облигации. По облигациям начисляется 3% годовых. Проценты уплачиваются один раз в год 14 мая держателям облигаций после предъявления соотв. купона. Сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году (12 мес. по 30 дней). Основной долг по ОВВЗ и проценты по купонам, имеющим единый статус при погашении, выплачиваются предъявителю в долл. США. Погашение облигаций производится по номинальной стоимости. Денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке, как в рублях, так и в иностранной валюте. Круг потенциальных инвесторов: резиденты и нерезиденты Российской Федерации. В результате значит, ухудшения конъюнктуры рынка государственного долга и последовавшей за этим реструктуризации части внутреннего долга, рынок ОВВЗ на протяжении 1998-99 находился в кризисном состоянии. Котировки и ликвидность ОВВЗ оставались в целом на крайне низком уровне. Осн. факторы, оказывавшие негативное влияние на конъюнктуру данного рынка - трудности с обслуживанием внешнего долга России, в т.ч. оформленного посредством указанных инструментов. В этой ситуации 29 ноября 1999 Правительством РФ было принято Постановление, согласно к-рому предусматривалась новация ОВВЗ 3-й серии путем обмена по согласованию с их владельцами на ОВВЗ 1999 года и/или облигации федерального займа (ОФЗ-ФК). Данная серия ОВВЗ выпущена в бездокументарной форме, номинальная стоимость одной облигации - 1000 долл. Купонный доход по этим облигациям в размере 3% годовых уплачивается два раза в год - 14 мая и 14 ноября.

  • Государственные долгосрочные облигации

Государственные долгосрочные облигации - ценные бумаги, эмитентом которых является государство, со сроком погашения, превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. Облигация предоставляет право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки. Так, по государственным долгосрочным           облигациям

По ГДО, выпущенным Министерством  финансов в 1992г. в виде облигаций, срок составляет 30 лет, номинальная стоимость  каждой — 100 тыс. руб., купонный доход - 15% годовых с ежегодной выплатой процентов.

  • Золотые сертификаты

Золотые сертификаты - один из видов ценных бумаг, выпускаемых в обращение государством для покрытия бюджетных расходов. В качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), Министерством финансов РФ были выпущены, напр., З.с. 1993 г. Номинал сертификата - 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата представляет собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физические лица. В целях продажи предусмотрено дробление сертификатов банками (не менее 100 г). Срок действия сертификата - один год.

И некие облигации лотерейного  типа: облигация, которая в результате розыгрыша лотереи может быть погашена раньше назначенного срока, а ее владелец получает помимо основной суммы и процента значительную премию, существенно превышающую те незначительные суммы, которые обычно выплачиваются держателям облигаций с досрочным погашением. Ввиду этого по Л.о. могут не выплачиваться проценты. Облигации имеют свою нумерацию, и часть номеров каждый год назначается для выплаты или розыгрыша, что придает этой системе определенные черты азартной игры и создает ей привлекательность в глазах известного типа инвесторов. В Соединенных Штатах запрещено рассылать по почте материалы, рекламирующие распространение таких облигаций, и принимать их к перевозкам межштатным транспортом. Т. о., облигации этого типа не могут распространяться на законной основе в США, но они были общепринятой формой финансирования в бывшем СССР. Во Франции и Бельгии Л.о. также использовались на муниципальных уровнях.

 

Государственный долг.

Статья 97. Государственный долг Российской Федерации

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Информация о работе Государственные ценные бумаги