Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета
- изучить приоритетные направления бюджетной политики

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и роль государственного бюджета………………………………….4
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6
3. Финансовое обеспечение социальной политики................................................11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли.......................................13
5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики……………………………………………………………………...….15
6. Бюджетная классификация..................................................................................18
7. Государственные доходы.....................................................................................22
8. Государственные расходы...................................................................................26
9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29
12.Заключение..........................................................................................................32
13.Список использованной литературы.................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Значительная часть  национального дохода поступает  в бюджет путем прямого распределения  налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

 Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности обществ. Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

 Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического оснащения, энерго- и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это, прежде всего, относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

 Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основные направления этих преобразований сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.

На основании этого  возможно более обоснованное решение  вопросов рационального распределения  и перераспределения национального  дохода и формирования бюджета.

Производство, распределение  и перераспределение совокупного  общественного продукта и национального дохода является предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода, важно отразить влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного элемента производства рабочей силы.

 Изучая первую фазу этого воспроизводства производство личностного элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые трансфертные платежи такие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и т.д.

Вторая фаза воспроизводства  личностного элемента производства распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.

Третья фаза, фаза потребления (использования) рабочей силы непосредственно связана  с фазой производства общественного  производства. Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перераспределения между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.

Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей  силы с бюджетным процессом позволяет  на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.

 

 

 

3. Финансовое обеспечение социальной политики

 Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

 Расходы бюджета на социальную политику - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

 На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

 В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики : государственная, региональная, корпоративная.

 Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных..

В функциональной структуре региональной политики лидирующее положение занимает социальная политика, нацеленная на повышение  благосостояния и благополучия людей. Социальные приоритеты, провозглашаемые правительством и закреплённые нормативно-правовыми актами, требуют активной реализации их в повседневную жизнь

 Внутренняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для работников своей компании. Она основывается на необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках

Внешняя корпоративная  социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.

В зависимости от источника  выплаты денежных средств (источника  финансирования) на социальное обеспечение  граждан выделяют следующие его  виды:

- государственное социальное  обеспечение (которое осуществляется  за счет средств бюджетов всех  уровней бюджетной системы, а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов).

- негосударственное социальное  обеспечение (которое осуществляется  за счет средств частных физических  лиц, в том числе индивидуальных  предпринимателей, предприятий, организаций).

Реализация социальной политики государства связана с  понятием «публичные нормативные обязательства», под которыми понимаются публичные  обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме.

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Пенсии - это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

  Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия выплачиваются  лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи  с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Социальные пособия  не связаны с трудовой деятельностью. Социальное пособия - это ежемесячные  денежные выплаты из специальных  государственных фондов в установленные  законом случаях нетрудоспособным лицам.

 Семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий - оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях.

Натуральное обеспечение - передача некоторым категориям граждан  в собственность или в пользование  материальных ценностей.

Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты  на реализацию целевых социальных программ, в целях комплексного решения проблемы.

4. Роль бюджета  в обеспечении монопольной прибыли

  Высокие сверхприбыли через государственный бюджет обеспечиваются монополиями различными путями. Главным является система государственных закупок и заказов, т. е. система государственного потребления. Цены на приобретаемые государственные товары, значительную часть которых составляет военная продукция, включают высокую монопольную прибыль,

Чистая прибыль корпораций – лидеров военного бизнеса –  в десятки раз превышает прибыль монополий гражданских отраслей промышленности. Использование бюджета как источника высоких сверхприбылей приводит к острой борьбе между военно-промышленными монополиями, стремящимися включить в бюджет наиболее выгодные для них стратегические программы, ведущие к производству новых типов и систем оружия, а вместе с тем и получению новых огромных прибылей.

Бюджет обеспечивает финансовой олигархии значительную прибыль и по линии государственного кредита.

Контрольная функция

заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений.

Буржуазия, борясь за власть и стремясь подчинить своим целям  правительство, выдвинула специальные принципы построения бюджета

, которые используются  и в настоящее время. Важнейшие  из них: единство бюджета, его  полнота, реальность и гласность.

Единство бюджета

. Этот принцип означает  сосредоточение в нем всех  собираемых доходов и производимых  расходов. Он предполагает наличие  одного бюджета в государстве,  составленного по единой бюджетной  классификации и по единым  документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа -–установлении более эффективного контроля за финансовыми ресурсами государства.

Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.

Принцип реальности или правдивости бюджета предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.

Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет

Появление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм

- это совокупность  способов организации бюджетных  отношений, применяемых обществом  для решения экономических и  социальных задач. Это инструмент  государственного регулирования экономики.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрирование

возможно потому, что  в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.

 

 

 

 

5. Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной         экономики

Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования