Государственный долг: причины, структура, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга, его причины и последствия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. показать роль государственного долга в рыночной экономике;
3. рассмотреть современное состояние государственного долга России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА .....
.......................................................................................................................5-13
1.1. Понятие государственного долга...........................................................5-8
1.2. Проблема государственного долга в трудах известных экономистов...
.....................................................................................................................9-13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ.........
...................................................................................................................14-21
2.1. Анализ внешнего долга в 2009-2013 гг................................................14-19
2.2. Анализ внутреннего долга в 2009-2013 гг..........................................20-21
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ В РФ.............................................22-41
3.1. Последствия государственного долга...............................................22-24
3.2. Пути сокращения государственного долга.......................................25-31
3.3. Влияние государственного долга на перспективы экономического роста в РФ....................................................................................................32-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................42-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................

Вложенные файлы: 1 файл

Николаева 2 (1).docx

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.


Таблица 1 – Объем государственного внешнего долга

Категория долга

Состояние долга на 1.01.2013 г.

Состояние долга на 1.01.2012 г.

Состояние долга на 1.01.2011 г

1

2

3

4

1. Государственный внешний  долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые РФ)

34,9

37,6

40,6

2. Задолженность перед  официальными кредиторами – членами  Парижского клуба, не являвшаяся  предметом реструктуризации

0,4

0,9

1,4

3. Задолженность перед  официальными кредиторами – не  членами Парижского клуба

1,3

1,8

1,9

4. Задолженность перед  официальными кредиторами – бывшими  странами СЭВ

1,1

1,3

1,4

5. Коммерческая задолженность  бывшего СССР

0,5

0,8

1,2

6. Задолженность перед  международными финансовыми организациями

2,3

3,7

4,6

7. Задолженность по еврооблигационным займам

28,5

26,2

27,7

8. Задолженность по ОВГВЗ

0,2

1,7

1,8

9. Задолженность по гарантиям  РФ в иностранной валюте

1,1

0,8

0,6


 

Внешний государственный долг России на 1 января 2013 года уменьшился на 5,7 млрд. долларов и составил 34,9 млрд. долларов. 1 января 2012 года внешний государственный долг России составлял 37,6 млрд. долларов, а в 2011 году – 40,6 млрд. долларов. То есть за три года государственный долг Российской Федерации сократился.

Задолженность перед членами Парижского клуба сократилась на 1млрд. долларов в период с 2011 по 2013 год.

Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба к 2013 составила 1,3 млрд. долларов и снизилась с 2011 года на 0,6 млрд. долларов.

Задолженность перед кредиторами - бывшими странами СЭВ с 2011 по 2013 год сократилась на 0,3 млрд.долларов

Коммерческая задолженность бывшего СССР в 2011 году составила 1,2 млрд. долларов, в 2012 году – 0,8 млрд. долларов, в 2013 году – 0,5 млрд. долларов, т.е. задолженность уменьшилась на 0,7 млрд. долларов.

Задолженность перед международными финансовыми организациями за анализируемый период сократилась на 2,3

Задолженность по еврооблигационным займам за три года увеличилась на 0,8. Задолженность по ОВГВЗ за три года сократилась на 1,6 млрд. долларов. Задолженность по гарантиям РФ выросла в период с 2011 по 2013 год на 25%. Таким образом, государственный внешний долг России уменьшился в основном за счет погашения задолженности членами Парижского клуба и международными финансовыми организациями, погашению долга препятствовала увеличившаяся задолженность по гарантиям РФ.

В последние три года (2011г., 2012г., 2013г.), благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время, как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ внутреннего долга в 2009-2013 гг.

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов. 
 К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Таблица 2 - Объем государственного внутреннего долга

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации

01.01.2011

1499,82

72,49

01.01.2012

2094,731

251,364

01.01.2013

2940,39

472,25


 

Внутренний государственный долг в период с 2011 по 2013 год увеличился на 1440,57 млрд. руб. (37,8%) и составил 2940,39 млрд. рублей.

С 2011 по 2012 год внутренний государственный долг России увеличился на 28,4 % и составил 594,91.

С 2012 по 2013 год внутренний государственный долг России составил 845,66.

Таким образом, внутренний государственный долг РФ за анализируемый период значительно вырос, об этом говорят данные, предоставленные Министерством Финансов Российской Федерации. Внутренний государственный долг увеличился из-за дефицита бюджета после кризиса, кроме того, долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РФ

3.1. Последствия  государственного долга

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга.

Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности.

Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности.

В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем.

В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам.

В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Продажа акций двух компаний с преимущественным участием государственного капитала не решает долговую проблему, однако резко ослабляет рыночную позицию государства как собственника в будущих периодах.

Использование золотовалютных резервов Банка России для погашения внешнего долга государства противоречит правовым императивам их назначения, свидетельствует о финансовой и экономической несостоятельности государства.

Недопустимым в продолжающемся трансформационном периоде является сокращение непроцентных расходов, а по существу, социальных обязательств государства. Задача сокращения непроцентных расходов, действительно должна решаться, но лишь при условии обеспечения равновесия социальных обязательств государства и производительных возможностей экономики.

Введение жестких ограничений на рост непроцентных расходов приводит к сокращению внутреннего спроса и, как следствие, к замедлению темпов экономического роста.

Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости использования в значительно большей мере возможностей сокращения процентной части государственных обязательств за счет улучшения структуры долга, рационализации выплат по его обслуживанию и погашению и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что стратегия управления государственным долгом должна заключаться не в стремлении к глобальному сокращению долгов любой ценой, а в использовании тех возможностей, которые получает государство при проведении политики внешних заимствований, нацеленной на инвестиции в реальный сектор экономики, на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути сокращения  государственного долга

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В числе финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие:

1) Рефинансирование долга , т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга.

Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны – заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Информация о работе Государственный долг: причины, структура, последствия