Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность государственного долга и его влияние на экономическую стабильность в стране.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия государственный долг,
- изучить виды государственного долга,
- проанализировать обстоятельства, способствующие образованию государственного долга, механизмы его регулирования,
- провести анализ состояния в Российской Федерации за период с 1993 по 2012 гг. внешнего и внутреннего долга, его динамики,
- рассмотреть значение и роль в экономике страны государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
5
1.1 Сущность понятия «государственный долг»
5
1.2 Виды государственного долга
8
1.3 Причины возникновения государственного долга
12
1.4 Методы регулирования государственного долга
13
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации
15
2.1 Внутренний долг РФ
15
2.2 Внешний долг РФ
16
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны
20
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
29
При этом он не может быть больше:
- 30% доходов бюджета субъекта
РФ на текущий финансовый год,
не считая материальной помощи
из средст федерального
- 15 % доходов местного
бюджета на текущий финансовый
год, не считая материальной помощи
из средств федерального
Кроме ограничения предельного объёма привлекаемых заёмных средств законом о бюджете также ограничиваются допустимые величины расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга. При этом он не может быть выше 15 % объёма затрат бюджета соответствующего уровня. При условии, что на текущий финансовый год затраты на поддержание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превосходят допустимый предел, то осуществляется следующее:
1. Организуется контрольная проверка бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета;
2. Исполнение бюджета
проводится под жёстким
3. Прочие меры, ограничивающие
превышение затрат, идущих на
обслуживание государственного
долга местными бюджетами и
бюджетами субъектов
МФ РФ в процессе записи в долговой книге проводит учет и регистрацию долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с требованиями единой системы учета и регистрации государственного долга.
Можно выделить две группы внутренних долговых обязательств:
1. Рыночные внутренние долговые обязательства, представленные в виде выпущенных ценных бумаг, (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
2. Внутренние долговые
обязательства, не относящиеся к
сфере товарного обращения, эмиссированные
для покрытия финансовой
Стремительный рост государственного внутреннего долга в России способствовал превышению расходов по обслуживанию долга над доходами, полученными при размещении государственных ценных бумаг. В целях уменьшения таких расходов, были проведены следующие мероприятия:4
1. Допуск нерезидентов
на рынки российских ценных
бумаг, где им было разрешено
приобретать государственные
2. Организация выпуска
займов и золотых сертификатов,
не относящихся к сфере
3. Организация выпуска еврооблигаций, что обеспечило возможность перевода внутреннего долга РФ во внешний долг, так как затраты на обслуживание внешнего долга (до 25 % годовых) ниже по сравнению с внутренним долгом.
Государственный долг оказывает существенные негативные последствия: так растут проценты по внутреннему долгу, погашение которых приводит к неизбежности роста налогового гнёта, что приводит к снижению экономических стимулов, способствовавших развитию производства; обуславливает неравенство в доходах; сдерживает инвестирование.
Путём использования финансовых средств федерального бюджета, покрываются расходы, идущие на размещение, выплату доходов и погашение долговых обязательств Российской Федерации.
Банк России и его структурные подразделения, если Правительством РФ не оговорены другие условия, за счёт проведения сделок по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их покрытию и выплате доходов в форме процентных доходов по ним (или в иной форме), обслуживает государственный внутренний долг. Данная операция проводится органом, получившим право от Правительства РФ, реализовывать обязанности эмитента государственных ценных бумаг на основании особых договоров, заключаемых ЦБ России с органом исполнительной власти на уровне Федерации. Реализация Банком России функциональных обязанностей генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга, исполняется на безвозмездной основе.
1.3 Причины возникновения государственного долга
Образованию государственного долга способствуют:
1. Используемые на покрытие
дефицита бюджета
2. Заключаемые субъектами
РФ и муниципальными органами
власти кредитные соглашения
и договоры с иностранными
государствами, международными финансовыми
организациями и кредитными
3. Государственные гарантии и поручительства выполнения обязательств прочих заемщиков.
4. Обязательства третьих лиц, принятие на себя государством или муниципалитетами.
5. Внутренние и внешние
соглашения и договоры о
Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят обусловленные кризисами и связанные с реструктуризацией госдолга банковские проблемы, например, такие как: условия и методы реструктуризации долга, доля валюты, в которой деноминирован долг, степень зависимости банков от правительства и др.
Недостаточная капитализация финансовых учреждений или, в особых случаях и неплатежеспособность всей банковской системы, когда банки владеют значительными активами в виде государственных долговых бумаг, может быть обусловлена крупномасштабной реструктуризацией. При этом властным и политическим структурам необходимо знать, что применение финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, сдерживается определёнными условиями. Одним из таких условий является ограничение роли правительства, как собственника или гаранта, в ситуации, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация, которая требует точной разработки стратегии и мер влияния на банковскую систему.
1.4 Методы регулирования государственного долга
Главным направлением в настоящее время в экономической политике России является решение вопросов, относящихся к управлению государственным долгом, что обусловлено его ростом и необходимостью погашения, т.е. уменьшение долгов и обязательств по их погашению является главной целью управления внутренним и внешним государственными долгами. Однако это связано с большими трудностями, а именно: выбор способов регулирования долга узок, характер отношений с кредиторами сложен и пр.
На настоящий момент существуют и применяются такие методы управления государственным долгом, как:
1. Рефинансирование - обусловливает погашение долга (части основного или всего полностью) и процентов по данному долгу, используя средства от вновь размещенных займов.
2. Аннулирование или дефолт
– означает несогласие
3. Конверсия – решение,
принятое государством в
4. Новация – характеризуется
ситуацией, когда заемщик и кредитор
заключают соглашение об
5. Унификация - объединение
двух или нескольких
6. Консолидация –
7. Отсрочка погашения
займа, части займов или всех
предыдущих выпущенных займов
проводится тогда, когда продолжение
выпуска новых займов не
В отношении внутренних займов, чаще всего используются такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация. Мера отсрочки погашения займа применяется для внешних займов, как наиболее эффективная.
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации
2.1 Внутренний долг РФ
Рассмотрим динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за период с 1993 – 2012 гг. (таблица 1):
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации5
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего
долга | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в рублях | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
Данные таблицы дают возможность проследить динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за 20 лет. При этом установлено, что размер внутреннего государственного долга за эти годы имеет отрицательную динамику: рост его произошёл более чем на 1300 %, причём, в 2001 и 2002 гг. происходило незначительное, но снижение размера внутреннего долга РФ, а с 2011 по 2012 гг. произошёл резкий скачок почти в 1,5 раза.
На рисунке 1 представлена структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года.
Рисунок 1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года6
2.2 Внешний долг РФ
За двадцатилетний период внешний государственный долг РФ постоянно варьировался. После распада Советского Союза внешний долг РФ постоянно возрастал и достиг своего максимума после финансового кризиса, случившегося 1998 году. В это время внешний долг РФ доходил до 146,4 % от ВВП. В начале 2000 года он равнялся 146 млрд. долл. (суммарный государственный долг составил 84 % от ВВП).
В 2004 - 2008 годы, по поручению президента В. В. Путина, учитывая растущие доходы России от продажи нефти и газа, связанные с быстро растущими мировыми ценами на данные сырьевые ресурсы, государственный долг резко уменьшился. В результате длительных переговоров, в августе 2006 года Россия досрочно погасила 22,5 млрд. долл. в счёт долгов по кредитным обязательствам Парижского клуба, после чего государственный долг РФ стал равняться 53 млрд. долл, что составляло 9 % от ВВП.
В качестве сопоставления, по сведениям рейтингового агентства Standard&Poor's за 2005 год, по убывающей: государственный долг Германии был равен 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 % .
К началу 2007 внешний государственный долг РФ был на уровне 52 млрд. долл., что составляет 5 % от ВВП. Не смотря на мировой экономический кризис 2008-2009 гг., правительство страны продолжало снижать объем государственного долга. По данным Минфина РФ государственный внешний долг по состоянию на 1 ноября 2011 года был равен 36 млрд. долл. США, этот показатель является самым низким среди стран Европы. Внешний государственный долг РФ на 2011 г. находился в пределах от 5 до 10 % от ВВП.
На конец 2011 года внешний государственный долг РФ равнялся 35,8 млрд. долларов. По прогнозам рейтингового агентства Moody's внешний государственный долг России на 1 марта 2012 года остается очень низким - не более 10% от ВВП страны, что является самым низким показателем среди всех стран, имеющих рейтинг инвестиционной категории.
Информация о работе Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность