Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:51, реферат
Цель данной работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;
Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Деньги. Кредит. Банки.
на тему: Государственный кредит в Республике Беларусь
МИНСК 2013
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время экономика Республики Беларусь
нуждается в эффективном
Проблема кредитных отношений
является очень актуальной в сложившейся
экономической ситуации в Республике
Беларусь, так как белорусская
экономика постоянно нуждается
в ресурсах. Государственный кредит
является одним из основных инструментов
привлечения средств, поэтому большинство
стран мира в той или иной мере
сталкивается с проблемой роста
государственной задолженности. Сегодня
значительный государственный долг
имеют такие высокоразвитые страны,
как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания.
Выбор государственного кредита
как источника финансирования государственных
расходов обусловлен многим факторами.
К ним можно отнести смягчение
дисбаланса между расходами и
доходами государства, ускорение социально-
Цель данной работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретической
и информационной основой исследования
послужили научные труды
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская, Т. Б. Бердникова. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: О. В. Бородко, Н. В. Лузгин, А. К. Назаров, С. В. Новик.
Анализ состояния
Республика Беларусь является
членом трех крупнейших международных
финансово-кредитных
Все внешние государственные
займы, входящие в долговой
портфель Республики Беларусь, являются
долгосрочными, т.е.
Рассмотрим
условия и цели предоставления
кредитов Беларуси ее
1. Кредитные линии Германии.
Банки-кредиторы
– AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaftm.b.
2. Финансирование
по линии Международного
В 2009 –
начале 2010 года кредит Международного
валютного фонда (МВФ) сыграл
одну из ключевых ролей в
реабилитации белорусской
Первый
транш кредита Международного
валютного фонда (МВФ) в
Эксперты Международного валютного фонда, миссия которого работала в Минске с 14 по 25 марта, заявили, что достижение целевого показателя ВВП на уровне 8,5% по итогам 2013 года может привести к росту инфляции и давлению на курс белорусского рубля. Помимо традиционного упора на структурные реформы, эксперты фонда советуют правительству Беларуси в нынешнем году "стремиться к дальнейшему резкому сокращению целевого и субсидируемого кредитования", а также "ограничить рост зарплат в 12%, что соответствует целевому показателю инфляции"[3].
В марте 2013 года Минфин, Минэкономики и Нацбанк Беларуси приступили к разработке концепции программы макроэкономических реформ, одобрение которых Международным валютным фондом позволит стране привлечь новый кредит МВФ. Глава миссии МВФ Дэвид Хофман заявил, что условием возобновления переговоров между фондом и Республикой Беларусь по новой кредитной программе является подготовка двух документов – программы мер макроэкономической политики, обеспечивающих стабильность экономики, и программы углубления структурных реформ экономики.
3. Помощь,
полученная от Всемирного
Основное место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.
Необходимо отметить, что
на данный момент Беларусь особо не
использует основных преимуществ, которые
могут быть извлечены из сотрудничества
с Всемирным банков (ВБ) с учетом
его статуса и достаточно льготных
условий предоставления финансовых
средств. 28 февраля 2013 года предложение
Госстандарта и Минэнерго, согласованное
с заинтересованными
Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.
4. Займы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Условия
предоставления кредитов
Кредитное соглашение
между Республикой Беларусь и
Европейским банком
Понятие государственный
кредит тесно связано с дефицитом
бюджета и государственным
Государственный кредит является важнейшим источником для покрытия бюджетного дефицита. В таблице 1 представлены источники финансирования дефицита республиканского бюджета.
Для финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году в Беларуси будут приниматься решения о выпуске, условиях размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг [4].
По состоянию на 01.01.2013 к участию в первичных торгах облигациями были допущены 28 банков и 37 небанковских профучастников.
В результате проведения указанных операций в 2012 году было осуществлено размещение облигаций на общую сумму 1 838,21 млрд. рублей или 5 142 503облигации, общее количество сделок составило 659. Средневзвешенная доходность в 2012 году составила 36,26 % годовых (в 2011 году сумма сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц составила 1 627,48 млрд. рублей или 5 893 953 облигаций, количество сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц в 2011 году составило 221) [5].
По состоянию на 01.01.2013 в обращении находилось 684 выпуска облигаций 255 эмитентов на сумму эмиссии 66 217,6 млрд. рублей, из них небанковских организаций – 205 эмитентов, объем облигаций в обращении которых составил на конец 2012 года 27 311,3 млрд. рублей, что превышает данный показатель по состоянию на 01.01.2012 в 1,4 раза. Доля находящихся в обращении облигаций организаций, не являющихся банками, в общем объеме находящихся в обращении на 01.01.2013 выросла до 41,2 % (по состоянию на 01.01.2012 доля составляла 29,8 %). Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в обращении на 01.01.2013 составил 7 332,1 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с показателем на 01.01.2012 на 9,2 %).
Таблица 1 - Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2013 году, тыс. руб.
Наименование источника финансирования дефицита бюджета |
Тыс. руб. | |
Общее финансирование |
0,0 | |
Внутреннее финансирование |
12 587 575 708,0 | |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
7 607 800,0 | |
привлечение средств |
5 220 000 000,0 | |
погашение основного долга |
- 5 212 392 200,0 | |
Прочие источники внутреннего финансирования |
872 061,3 | |
получение средств |
872 061,3 | |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
-1 034 426 000,0 | |
поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) |
455 375 000,0 | |
«Продолжение Таблицы 1» | ||
увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) |
- 1 489 801 000,0 | |
Изменение остатков средств бюджета |
14 813 521 846,7 | |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития |
- 2 593 306 435,0 | |
формирование государственного целевого бюджетного фонда |
4 128 437 051,0 |
|
использование государственного целевого бюджетного фонда |
1 535 130 616,0 |
|
Внешнее финансирование |
-12 587 575 708,0 |
|
Кредиты международных финансовых организаций |
-8 632 704 600,0 |
|
использование кредитов |
7 876 000 000,0 |
|
погашение основного долга |
-16 508 704 600,0 |
|
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
- 3 774 573 000,0 |
|
погашение основного долга |
- 3 774 573 000,0 |
|
Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам |
-180 298 108,0 |
|
платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов |
- 182 445 750,0 |
|
возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам |
2 147 642,0 |
Информация о работе Государственный кредит в Республике Беларусь