Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности государственного контроля, исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации, выявление возможных путей по осуществлению государственного контроля страны в будущем.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Сущность государственного финансового контроля………………5-10
§1. Понятие государственного финансового контроля, принципы его осуществление…………………………………………………………………..5-7
§2. Формы государственного финансового контроля, методы его осуществления…………………………………………………………………7-10
Глава 2. Система государственного контроля РФ…………………………11-17
§1. Органы государственного финансового контроля России…………….11-15
§2. Эффективность государственного финансового контроля……………16-17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного финансового контроля в Российской федерации………………………………………….18-28
§1. Сложности осуществления финансового контроля на государственном уровне…………………………………………………………………………18-23
§2. Перспективы развития государственного финансового контроля в РФ……………………………………………………………………………..24-28
Заключение…………………………………………………………………...29-30
Список использованной литературы…………………………………
Переход
к рыночной экономике и ослабление
регулирующей роли государства не устранили
огромных возможностей для коррупции
бюрократической системы, не создали
эффективных механизмов ее регулирования,
поскольку продолжали действовать
сложившиеся ранее традиции культуры
управления и самого общества. Борьба
с коррупционным элементом не
может быть успешной вне решения
большого количества проблем, связанных
с взаимодействием
Для того чтобы уменьшить коррупционный оборот в стране необходимо пересмотреть многие пункты законодательства, ввести более жёсткие наказания за любые подобные проявления в нашей стране. Такие меры позволят нашей стране выйти на новый уровень и приблизиться к уровню экономически развитых стран, к которому наша страна давно стремиться.
Эффективность бюджетного процесса является
ведущим показателем эффективности государственного
управления. Бюджетный процесс предполагает
оценку социально-экономического состояния
страны, определение основных показателей
прогноза социально-экономического развития
страны, определение целей и задач развития
страны, определения основных принципов
и расчетов по взаимоотношениям федерального
бюджета и консолидированных бюджетов
субъектов страны. В этой связи важно увидеть
концепцию бюджета, которая строится на
основных положениях бюджетного послания
Президента РФ и ее сохранность в процессе
исполнения бюджета. Главное при этом
- прогноз социально-экономического развития,
основные направления бюджетной и налоговой
политики, в том числе по доходам и расходам,
по их сбалансированности и источникам
покрытия бюджетного дефицита. Такой взгляд
на бюджет строится в соответствии с одним
из принципов бюджетной системы РФ – принципов
полноты отражения доходов и расходов
бюджета, который в свою очередь означает,
что все доходы и расходы бюджета подлежат
отражению в бюджете в обязательном порядке
и в полном объеме. Контроль и оценка эффективности
реализации этих функций должны присутствовать
на каждом этапе бюджетного процесса.
В связи с этим основным составляющим,
дающими представление об эффективности
государственного финансового контроля
могут быть оценки обоснованности и достоверности
показателей всех уровней бюджета, результативности
расходования средств.
Недостатки в содержании и нацеленности
государственного финансового контроля
во многом связаны с несовершенством его
организационного построения. Наличие
множества контролирующих структур различной
ведомственной подчиненности с одинаковыми
или похожими функциями затрудняет и осложняет
их работу. Между органами, осуществляющими
государственный финансовый контроль,
нет должной координации; они не увязаны
в единую, стройную систему, все составные
части которой работают в едином ритме,
преследуют единые цели – обеспечение
полноты и своевременности формирования
ресурсов в распоряжении государства,
сохранности и эффективного использования
государственной собственности, законности,
высокой результативности и целевого
расходования всех государственных средств.
Именно поэтому сегодня назрела необходимость
радикальных изменений не только в содержании
государственного финансового контроля,
но и в его организации, правовом обеспечении,
ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих
органов.
Понимание необходимости
существенных изменений в сфере государственного
финансового контроля отнюдь не означает
единства во взглядах разных авторов на
содержание и последовательность проведения
предстоящих преобразований. Эти разногласия
в подходах привели к тому, что до сих пор
в стране не только не принят закон о государственном
финансовом контроле, но и не создана соответствующая
ему согласованная концепция, отражающая
принципиальные позиции государства в
части построения и функционирования
в России системы государственного финансового
контроля. Принятие такой концепции, а
на ее основе – и закона было бы значительным
шагом вперед на пути создания действенной
системы контроля.11
§2.
Перспективы развития
государственного финансового
контроля в РФ.
Для того чтобы
обеспечить эффективное функционирование
механизма государственного финансового
контроля необходимо постоянное совершенствование
всей системы в целом. Ключевым направлением
совершенствования государственного
финансового контроля как главной составляющей
финансового контроля в РФ и повышения
его эффективности является принятие
единой концепции государственного финансового
контроля в РФ, которая будет устанавливать
единые методологические и правовые основы
осуществления государственного финансового
контроля в РФ, определить систему органов,
осуществляющих контроль, а также механизм
их взаимодействия. В рамках этих вопросов
необходимо изучение и разработка научно-теоретических
основ оценки эффективности деятельности
органов государственного финансового
контроля. Создание отлаженной системы
государственного финансового контроля
следует рассматривать как важнейший
фактор дальнейшего развития российской
экономики.
Сегодня в России
насчитывается более 150 тысяч главных
распорядителей и получателей средств
только федерального бюджета. С учетом
же получателей средств из бюджетов
различных уровней, а также хозяйствующих
субъектов, использующих
государственное имущество, общее
количество соответствующих контрагентов
достигает 3,5 млн.; экономическую
деятельность с применением налоговых
преференций12 ведут свыше 2,5
млн. значимых налогоплательщиков
юридических лиц.
Для решения этих задач необходима реализация
целого комплекса мероприятий по совершенствования
государственного финансового контроля
в Российской Федерации по следующим направлениям:
создание системы государственного финансового
контроля, формирование нормативно-правовой
и методической базы аудита эффективности
использования бюджетных средств и государственной
собственности, повышение роли государственного
финансового контроля в сфере
обеспечения финансовой безопасности
государства.
Совершенствование
государственного финансового контроля
в Российской Федерации требует решения
такой актуальной на сегодняшний день
проблемы, как создание стандартов контрольной
деятельности. В Российской Федерации
должна быть создана единая унифицированная
система стандартов, всецело объединяющая
все виды и направления финансового контроля
в Российской Федерации.
Необходимо также обеспечить исполнение
предписаний Счетной палаты РФ, направленных
по результатам ревизии государственным
органам и коммерческим организациям.
Это может быть достигнуто либо путем
установления штрафов, взыскиваемых с
руководителей учреждений и организаций
в административном порядке, либо тем,
что будет предусмотрена уголовная ответственность
за ненадлежащее исполнение предписаний
Счетной Палаты РФ. Использование новых
информационных технологий должно стать
фактором повышения технологий государственного
финансового контроля в сфере финансовой
безопасности
Российской Федерации. В связи с этим необходимо:
1) Формирование единого информационного
пространства, для чего, в свою очередь,
необходима информационная совместимость
результатов деятельности контрольных
органов, автоматизации учета контрольных
мероприятий и обеспечение обмена соответствующей
информацией между контрольными органами
и т.п.
2) Усиление совместной работы органов
государственного финансового контроля
с надзорными органами, что должно позволить
значительно увеличить объем получаемой
от финансовых организаций и обрабатываемой
информации.
3) Совершенствование системы защиты информации
с целью предотвращения ущерба государственным
интересам из-за разглашения, у траты,
утечки, искажения, уничтожения информации
и ее незаконного использования.
4) Создание системы антивирусной защиты
информационных систем и баз данных органов
государственного финансового контроля,
осуществление эффективного совместного
контроля со специалистами
Центр безопасности связи ФСБ России13.
5) Формирование нормативно-правовой и
методической базы аудита эффективного
использования бюджетных средств и государственной
собственности. Важнейшим направлением
деятельности высших органов государственного
финансового контроля в Российской Федерации
является контроль за эффективностью
использования государственных средств
и государственной собственности (аудит
эффективности). Учитывая тот факт, что
важнейшим направлением реформирования
бюджетного процесса сегодня является
повышение эффективности бюджетных расходов,
значение внедрения в практическую деятельность
органов государственного финансового
контроля аудита эффективности трудно
переоценить.
Этот факт предопределяет направления
дальнейшего совершенствования системы
государственного финансового контроля,
ориентируя контрольно-счетные органы
не только на проверки целевого использования
бюджетных и внебюджетных средств, законности
принимаемых органами исполнительной
власти или отдельными должностными лицами
управленческих решений, но и на анализ
их деятельности с позиций ее эффективности
и результативности.
Повышению эффективности
государственного финансового контроля
в Российской Федерации будет способствовать
внесение следующих изменений в Бюджетный
кодекс РФ:
· Дать определение «Бюджетный контроль»,
что позволит более четко определить полномочия
органов государственного финансового
контроля в бюджетной сфере, избежать
дублирования осуществляемых функций,
конкретизировать цели и задачи деятельности;
· Раскрыть содержание понятия «внешний»
и «внутренний» контроль исходя из положений
ст.265 Бюджетного Кодекса14, что позволит
уточнить правовой статус органов, осуществляющих
контроль в системе законодательной и
исполнительной власти, а, следовательно,
и более четкому разграничению их полномочий;
· Четное определение ряда ключевых понятий,
необходимых для оценки характера использования
бюджетных средств, как например, «эффективность»,
«рациональность», «нецелевое» использование
бюджетных средств, а также более четкая
регламентация мер ответственности за
несоблюдение установленных требований.
Повышение роли государственного финансового
контроля в сфере обеспечения финансовой
безопасности государства. Одной из основных
причин, тормозящих усилия органов государственной
власти по созданию конкурентоспособной
многоплановой экономики, ориентированной
на обеспечение стабильного экономического
роса, повышение уровня жизни населения,
развития государств и общества, их защищенности
от экономических угроз, является нестабильность
финансовой системы России. Возросшие
экономические возможности позволяют
сегодня направлять дополнительные финансовые
ресурсы в социальную сферу; значительных
финансовых затрат требует реализация
национальных проектов. В то же время реалии
современной российской действительности
демонстрируют провалы в реализации усилий
государства, что связано, в первую очередь
с высоким уровнем экономической преступности,
недопустимо опасным уровнем коррумпированности
органов государственной власти всех
уровней, наличием и возрастанием различных
угроз финансовой
стабильности государства в целом.
В связи с этим
проблемы, связанные с необходимостью
создания государственного правового
механизма обеспечения финансовой безопасности,
с повышением результативности деятельности
органов государственного финансового
контроля в сфере финансовой
безопасности, требуют незамедлительного
решения.
В связи с этим
необходимо дальнейшее совершенствование
действующего законодательства, призванное
способствовать развитию методологической
базы, терминологического единообразия
и механизма формирования и функционирования
системы финансового контроля. Важной
частью здесь является устранение незавершенности
в вопросах формирования правовой базы
государственного контроля. Очевидна
необходимость построения правильной
и эффективной системы органов финансового
контроля. В условиях бюджетирования,
ориентированного на результат, необходимо
не просто определить органы финансового
контроля и их полномочия, но и разграничить
органы внутреннего и внешнего финансового
контроля, их цели и задачи.
Всё это создаст
благоприятную среду для совершенствования
финансового контроля, позволит повысить
качество контроля и управления государственными
финансами. От того, каким образом решён
вопрос организации финансового контроля,
во многом зависит то, какими путями, какими
темпами будет осуществляться его развитие,
как государство будет обеспечивать социально-экономическое
благополучие своих граждан.
Создание единой системы финансового
контроля является, прежде всего, как важнейшим
фактором экономического роста, действие
которого проявляется через объективный
контроль финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов, базирующийся
на неуклонном и
всестороннем соблюдении норм финансового
права.
Совершенствование
государственного финансового контроля
в России позволит целесообразно и эффективно
использовать государственные финансовые
ресурсы страны, а также движение финансовых
потоков от отправителя к адресату. Снизится
вероятность, что денежные средства страны
будут использованы с нарушениями законодательства
и будет уверенность, что данные денежные
средства будут использованы по целевому
назначению. Совершенствование финансового
контроля будет препятствовать и нарушению
законности финансовой деятельности хозяйствующих
субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных
деяний, выявлению и устранению причин
и условий, способствующих такой деятельности.