Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Содержание

1 Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновение ……………………..…………............................
1.1 Определение государства …………………………………………...........
1.2 Сущность государства ……………………………………………………
1.3 Признаки государства …………………………………………………….
1.4 Функции государства ……………………………………………………
1.5 Возникновение государства ……………………………………………
2 Формы государственного правления и государственного устройства. Понятие правового государства ……………………………………………...
2.1 Формы государственного правления …………………………………….
2.2 Формы государственного устройства …………………………………...
2.3 Правовое государство: характеристика, признаки и принципы ……….
3 Средства недопущения несправедливости, творимой самим государством и их характеристика …………………………………………..
Список использованных источников ………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

политология контрольная работа.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г. Барнауле

 

 

Кафедра

философии, истории и  права 


 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по политологии на тему №4:

 

Государство в  политической системе общества

 

 

 

 

Студентка

Дубцова Ольга Сергеевна

Направление

Бакалавр экономики

Образование

 

№ личного дела

Первое высшее

 

11ФЛБ00217

Группа

1БЭу-2

Преподаватель

Шишкина Инна Александровна– к.и.н., доцент

   

 

 
   

Барнаул 2011

ПЛАН РАБОТЫ

 

1 Сущность, основные признаки  и функции государства. Причины и условия его возникновение ……………………..…………............................

 

3

1.1 Определение государства  …………………………………………...........

3

1.2 Сущность государства ……………………………………………………

3

1.3 Признаки государства  …………………………………………………….

4

1.4 Функции государства  ……………………………………………………

5

1.5 Возникновение государства  ……………………………………………

6

2 Формы государственного правления и государственного устройства. Понятие правового государства ……………………………………………...

 

9

2.1 Формы государственного  правления …………………………………….

9

2.2 Формы государственного  устройства …………………………………...

12

2.3 Правовое государство: характеристика, признаки и принципы ……….

13

3 Средства недопущения несправедливости, творимой самим государством и их характеристика …………………………………………..

 

14

Список использованных источников ………………………………………...

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

1.1 Определение государства

 

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

В современной науке  государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий политическое управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата) [1, 195].

 

1.2 Сущность государства

 

Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов и экономистов. Политологи рассматривают государство как главный центр политической власти, экономисты – как один из центров экономической власти.

С политологической точки зрения государство – организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм, экономических связей и суверенную территорию. Наличие территориального аспекта часто ведет к тому, что термин «государство» смешивают с термином «страна».

С экономической точки  зрения государство – особый субъект хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих прав в некоторых сферах (контроль над защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право легитимно (т.е. на основании законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции. Помимо контроля государство может заниматься производством и распределением хозяйственных благ.

В руках государства  сосредоточены основные рычаги воздействия  на общество: экономические, политические, военные и др. Государству дается право на легальное применение силы, в том числе и физического  принуждения. Государству принадлежит право издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для выполнения субъектами и гражданами.

 

1.3 Признаки государства

 

К признакам государства  можно отнести следующие:

1. Отделение публичной власти от общества. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

3. Территориальная организация  населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется суверенная власть, население, проживающее на ней, становится подданными или гражданами государства.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения.  Налоги необходимы для содержания  многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства  в государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

 

1.4 Функции государства

 

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

а) экономическая функция. В современных условиях участие  государства в экономике проявляется  в выработке и осуществлении  налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии экономики, влиянии на транспорт и энергетику.

б) социальная функция  состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, образовании, осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, страховании жизни и собственности.

в) политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, обеспечением стабильности, регулированием межнациональных отношений, взаимодействием с политическими партиями, выработкой программно-стратегических целей и задач развития общества.

г) правовая функция связана  с установлением правовых законов  и норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

д) культурно-образовательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования духовности.

Внешние функции связаны  с защитой государства от вооруженных нападений других государств и развитием отношений с другими странами.

 

1.5 Возникновение государства

 

На разных этапах развития народы и племена приходили к  выводу о том, что необходимо охранять свою безопасность, права и свободу. Наиболее древними известными государствами  являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Основной причиной возникновения государства является необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий своего существования. Однако единого мнения в этом вопросе нет. Существует несколько теорий:

- теологическая или теория божественного происхождения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Ветхий Завет), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других;

- договорная теория. Суть этой концепции сводится к тому, что государство и право возникли из человеческих соглашений, что они созданы по воле людей путем общественного договора для защиты собственности, жизнь и свободы людей. Элементы этой теории можно найти в процессе возникновения государства в Древнем Риме, когда точилась борьба между патрициями и плебеями за государственную власть и они пришли к компромиссу – соглашению;

- патриархальная теория выводит  происхождение государства от  семьи, которая путем развития  переходит в род, от рода  до племени, к объединению племен  и к возникновению народностей,  как союза племен. Государственная власть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти Рады старейшин племени и достигает власти князя, короля или вождя;

- теория «завоевание» или насилия. Ее суть сводится к тому, что государство, возникшее в результате насилия и завоевание одного племени другим, одного народа другим. Она рассматривается как господство сильного над слабым. Эта теория раскрывает внешние, политические факторы возникновения государства, но упускает социальные причины возникновения государства;

- социально-экономическая, или классовая (марксистская) теория. Наиболее распространенная теория. Она объясняет распад родового общества возникновением моногамной семьи, общественным разделением труда, переходом от коллективной собственности к частной, а также возникновением противоположных антагонистических классов1. Родовое общество (Совет старейшин) уже не могли регулировать отношения между этими классами и социальными группами.

В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы, поэтому возникавшие проблемы и противоречия между членами общества решались силой авторитета вождей, общественного мнения и привычек. Однако с развитием общества появилась необходимость адекватного и однозначного решений общих проблем. Осуществление этих функций без специальных органов было невозможно. Происходила дифференциация социальной структуры общества, появилось общественное разделение труда, новые социальные группы (слои и классы), частная собственность. Таким образом, сложилась необходимость создания эффективного механизма регулирования взаимоотношений между группами, защиты частной и коллективной собственности. Эти причины обусловили возникновение государства. В настоящее время идет усложнение материальной и духовной жизни общества, поэтому роль государства возрастает, растет число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государства – проблемы экологии, здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы государственного правления и государственного устройства. Понятие правового государства

2.1 Формы государственного правления

 

Форма правления – способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.

Различают следующие формы государственного правления:

1. монархия:

а) абсолютная;

б) конституционная;

в) парламентская;

г) дуалистическая;

2. республика:

а) президентская;

б) парламентарная;

в) смешанная.

Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения [1, 200].

Абсолютная монархия – монархия, при которой власть монарха ничем не ограничена. Правительство или другие органы власти ответственны только перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев отсутствует или является совещательным органом при монархе. Характерным примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия.

Информация о работе Государство в политической системе общества