Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Краткое описание

Цель: подробно рассмотреть данную эпоху и понять её значение в искусстве.
Задачи:
1.Узнать с чего всё началось, а именно как зародилась эпоха Итальянского Возрождения.
2. Открыть для себя периоды данной эпохи.
И, наконец,
3. Рассмотреть особенности философии, изобразительного искусства и литературы, и познакомится с главными представителями Возрождения.

Содержание

I Введение………………………………………………………………….….…….3
II Зарождение эпохи Возрождения……………….……………………..….……....4
III Периоды эпохи Возрождения……………………………………………..….....9
IV Характерные черты и особенности культуры……………..........................….. 12
1.Философия Возрождения……………………………...………………….13
2.Литература Возрождения…………………………………….....……..….18
3.Изобразительное искусство Возрождения…………………………..…...20
V Заключение…………………………………………………………………...…24
VI Список литературы и источников……………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

рефер люба.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Литература  Возрождения

Италия, родина Петрарки и Боккаччо, дала классическую модель Возрождения, которой подражали  во Франции и Германии, Фландрии и Англии. Это относится и к  литературе, и к изобразительному искусству, и к гуманистической  учености — она достигла наивысшего расцвета в Италии XV в. Главным очагом гуманистической образованности и  своего рода столицей Возрождения была Флоренция. Здесь даже правители  писали хорошие стихи, и яркий  пример тому — известный покровитель  искусств князь Лоренцо Медичи (1449—1492), прозванный Великолепным, автор «Карнавальных  песен». Гуманисты изучали античных мыслителей, увлекались собиранием их книг, преподавали греческий язык — в общем, возрождали классическую древность. Они избавили словесность  от необходимости идти в ногу с  церковной культурой. Человек стал играть в культуре очень важную и  принципиально новую роль: теперь он прежде всего творец прекрасного, а значит, именно через творчество может отчасти сблизиться с Богом. Итальянский Ренессанс стал веком  разносторонне образованных и одарённых  личностей. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) был 
не только выдающимся скульптором, живописцем и архитектором, но и поэтом, высоко ценившим Данте. Величайший живописец Ренессанса Леонардо да Винчи (1452—1519) известен и как гениальный инженер, предвосхитивший многие изобретения Нового времени, и как автор весьма интересных притч. А погибший на костре инквизиции Джордано Бруно сочетал в себе незаурядного философа, развивавшего вольнодумные взгляды Коперника, теоретика искусства и драматурга.1                                                                                                                                                              В конце эпохи Возрождения (XVI — начало XVII в.) литература приходит к так называемому трагическому гуманизму. Она передаёт замешательство человека перед лицом многократно усложнившейся действительности. Многие писатели и поэты показывают противоречивость человеческой натуры, одновременно Божественной и низменной. Возникает стиль, который принято именовать маньеризмом; он широко распространился в искусстве Италии XVI в.                          Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми. Культ слова и острое осознание гуманистами собственной личности впервые поставил вопрос об оригинальности и самобытности литературного творчества, что возможно, привело и к поиску новых художественных, по крайней мере, поэтических форм. Неслучайно с Возрождением связано появление целого ряда поэтических форм, связанных с именами создавших их художников слова — дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вопрос о самобытности художника ставил вопрос о стиле. Постепенно утверждается вместо доминанты стиля доминанта жанра. Неслучайно теоретики литературы Возрождения едва ли не каждому жанру посвятили специальное исследование. Литература Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений — сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, которая в силу особенностей жанра утверждается в период осознания новой культурой неизбежности конфликта между идеалом и действительностью. Достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль.                                                                                    Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.                                                                                     Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы "за" и "против" в спорах, сделать вывод самому.

     Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф, положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника Декамерон. В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) — образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы. В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой — человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Боккаччо при этом провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют над случайными обстоятельствами его судьбы. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка. 

Изобразительное искусство эпохи  Возрождения

     Изобразительное искусство это, без сомнения, самая  любимая и известная составляющая культуры Ренессанса. Эта эпоха произвела  на свет огромное количество предметов  искусства, а роль художников кардинально  отличалась от средневековой. Ренессанс питал страсть к изобразительному искусству. Заказы исходили от королей, пап, принцев, дворянства и даже низкородных торговцев. Ведущие граждане заказывали собственные портреты или сцены своей славы, такие как удачные битвы или известных предков. Города хотели, чтобы их главные залы были украшены огромными экземплярами настенной живописи, фресками и гобеленами, изображающими важные государственные моменты. Монастыри заказывали художникам рисовать фрески в кельях и трапезных, которые могли бы вдохновить монахов на большее почтение. Гражданские, династические и религиозные предводители нанимали архитекторов, чтобы те возводили здания по безумным ценам, чтобы украсить город или получить себе полупубличную резиденцию. Такое искусство имело целью восхвалять и удивлять. В историю художественной культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Сами масштабы величайшего расцвета, которым был ознаменован итальянский Ренессанс, кажутся особенно поразительными по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городских республик, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этой эпохи. Искусство в Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Художественное созидание, казалось, стало неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. В передовых центрах Италии страстное увлечение искусством захватило самые широкие слои общества — от правящих кругов до простых людей. Возведение общественных построек, установка монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. О всеобщем преклонении перед выдающимися мастерами может свидетельствовать тот факт, что величайшие гении эпохи — Леонардо, Рафаэль, Микеланджело — получили у современников наименование divino — божественных. Высказывания многих художников Итальянского Возрождения проникнуты идеей «соперничества с древними», стремлением к обновлению. Художники средневековья также обращались к античности, но они, по мнению людей Возрождения, ее искажали. Необходимо было вновь обрести «истинную красоту». По определению Л. Балла (1407-1457), «средневековый мир искажал не только классиков, но и христианство», поэтому итальянский гуманист предлагал «объединить требования религиозной реформы с восстановлением классической традиции». Естественно, что и церковь в этом процессе ощущала себя в центре событий. В 1439 г. на Флорентийском церковном соборе была принята уния западной и восточной церкви (ее отвергли православные патриархи). В 1453 г. после захвата турками Константинополя и падения Византии объединение церкви потеряло смысл, но художники, мастера-ремесленники, живописцы, мозаичисты, стеклоделы и ювелиры, бежавшие от турок в Италию, способствовали проникновению древних эллинистических традиций на Апеннины. Именно тогда писатели-гуманисты заговорили об обновлении религии и даже о создании новой – древнегреческих богов с культом Солнца. Возможно, под влиянием этих идей Леонардо да Винчи сочинял свой «Идеальный город» (1487-1490) как храм-сферу, пространство которого отражает строение Вселенной с Богом в центре. Это совпадает с представлениями философов Плотина, И. С. Эриугены и теолога-мистика, одного из инициаторов объединения церкви, кардинала Николая Кузанского (1401-1464): «Бог – сфера, центр которой везде, а границы – нигде».  В это же время возникает тезис «перенесения» (лат. translatio) эллинистической культуры в Италию. Вот тогда извлеченные из руин античного Рима языческие статуи, которые ранее проклинали за их наготу, и оказались подходящей формой для выражения нового мировоззрения. Недаром на протяжении средних веков сохранялась легенда о том, что античная богиня любви Венера удалилась в таинственную пещеру, где ожидает часа своего возвращения в мир. Эпоха Возрождения в Италии представляет собой не просто возобновление языческих идеалов античности, а утверждение нового христианского самосознания и идеологии нравственной и эстетической ценности человека в единстве его духовного и телесного начал. Искусство Итальянского Возрождения пронизывают мысли о Божественной красоте и мудрости устройства мира. Поэтому это искусство было возвышенным и в то же время – очень земным.  Возрожденческие идеи проявлялись по-разному в отдельных видах искусства. Дж. Вазари называет архитектуру, скульптуру и живопись «дочерьми одного отца – рисунка». Их «матерью» он считает «натуру» (т. е. природу, либо «invenzione» – итал. «изобретение, выдумка, фантазия»). Тем самым Вазари пытается объединить два разных принципа, разделенных еще в античной эстетике: подражание и сочинение. «Подражание-природе» и «верность эллинам» оценивались как «сочетание изящества и достоинства» (итал. gentilezza e dignita). Эти качества, по Вазари, достигаются за счет «истинных пропорций» (итал. «vera proportione»). Но живопись, по определению, «подражает природе». Архитекторы, напротив, заимствуют формы из античности. Поэтомув период кватроченто (итал. quatrocento – «четырехсотые годы», т. е. XV в. ) архитектура опережает другие виды искусства. Последние исследования, как утверждает Э. Панофский, подтверждают раннее посещение Филиппе Брунеллески (1377-1446) Рима, где он мог ознакомиться с античной архитектурой (ок. 1410 г. ), еще до начала практической деятельности во Флоренции, в часности, возведения знаменитого купола Флорентийского собора (1420-1436). «Несмотря на явные связи с готической архитектурой, в его даже самых ранних постройках присутствует классическая гармония, а не средневековая триангуляция». Проекты другого выдающегося основоположника ренессансной архитектуры Л. Б. Альберти (1404-1472), как, например, церкви Сант Андреа в Мантуе (1470), ближе к отдаленным во времени античным памятникам, чем к современным готическим. Важной чертой искусства Ренессанса были высокие отношения между покровителем и художником. Покровители, такие как Лоренцо ди Медичи (1449–1492) из Флоренции и папы Юлий II (годы правления 1503–1513) и Лев X (годы правления 1513–1521) были деятельными и просвещенными благодетелями. Они предлагали программы или рассказывали гуманистам, как это нужно сделать, чтобы артисты могли им следовать. В то же время, исследования показывают, что они не лишали художников индивидуальности. Женщины и мужчины разных социальных уровней показывали огромную жажду искусства. Богатые торговцы желали получить изображения Иисуса, Марии или святых, в виде маленьких портретов для членов своей семьи, чтобы они могли молиться дома. Дворянство могло заказать роспись капеллы в парафиальной церкви, чтобы уважить своего святого. Представители среднего и, возможно, рабочего класса любили небольшие религиозные изображения. Чтобы соответствовать запросам торговцы организовывали массовое производство религиозных изображений, уточняя рисунок (обычно это была Мария, распятый Христос или святой-покровитель), внешний вид, цвет и размер. Таким образом, невозможно узнать, сколько таких маленьких рисунков и эстампов было сделано, так как многие из них исчезли. Крупные художественные формы, такие как полотна, скульптуры и здания, привлекали к себе большинство внимания, но работы меньших форм: мебель, предметы из золота и серебра, маленькие работы по металлу, столовые украшения, домашняя утварь, цветная керамика, подсвечники и так далее производились в огромном количестве. Новые стили приходили из Италии, и именно Италия производила больше предметов искусства, нежели любая другая часть Европы. Среди предметов производства и экспорта была масса утонченных вещей. Италия также экспортировала и своих художников, так, например, Леонардо да Винчи жил при французском дворе.  1                                                                                                Социальная и интеллектуальная позиция художника изменилась в Ренессансе. Художник начинал, как ремесленник, занимая относительно низкое социальное положение, будучи привязанным к гильдии, и производил заказы для местных патронов. Он мог стать самосознательным творцом оригинальных работ, человеком, общающимся с гуманистами и ведущим дела с королями и папой. Успешные художники наслаждались богатством и славой. 1   

Заключение

     Итак, бесспорно, эпоха Возрождения явилась  неким светлым периодом времени  в истории развития человечества, его культурной и духовной жизни.

     Цель  данного реферата рассмотреть эпоху  Возрождения, а именно её философию, литературу и изобразительное искусство, на мой взгляд,  выполнена.                                                                      Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение  активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее  к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни. Уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.                                Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой культуры – культуры Нового времени.

     В заключении можно сказать, что Ренессанс  напрямую был связан с античностью, что доказывает перевод его названия. Именно в  это время люди стали обращаться к трудам таких известных античных философов, как Платон, Аристотель и др. Эпоха Возрождения характеризовалась многими значительными  переменами в умонастроении людей  по сравнению со Средневековьем. Усилились светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви стали  искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был поставлен человек, вследствие чего  людей, изучающих антропоцентризм стали называть гуманистами, а общее течение  получило название  гуманистического. Жизнь людей эпохи Возрождения была тесно связана с искусством, а внимание художников привлекал реальный мир.                                                                                                                           Люди перестали зависеть от природных факторов и уже не придавали  большого значения сословным ступеням, что позволило делать акцент на индивидуальных талантах и способностях человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

        1. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.
        2. Буркгардт, Як. Культура Италии в эпоху Возрождения/ Яков Буркгардт. – Смоленск: Русич, 2002.- 209с.
        3. Всемирная история: Возрождение и Реформация/Под ред. Алябьева и др. – М.: 1996.-318с.
        4. Гнедич, П.П Искусство. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. / Гнедич П.П.–М., Эксмо. –2006. – 848 с.
        5. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств, том 1/ Н. А. Дмитриева - М.: искусство, 1996 г.
        6. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. –М.,Наука, 1976.-150с.
        7. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред.      Брагиной Л. М. – М.: Высшая школа,1999. – 637с.
        8. Степанов, А.В. Искусство Возрождения. Италия XIV–XV века./А. В. Степанов –М., Азбука. , 2003. – 140 с.

Интернет

        1. http://www.renesans.ru/
        2. http://www.arthistory.ru/renaissance.htm
        3. http://ru.wikipedia.org
        4. http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/architecture_style/leti/itallo/

Информация о работе Государство в рыночной экономике