Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:50, реферат
Цель: подробно рассмотреть данную эпоху и понять её значение в искусстве.
Задачи:
1.Узнать с чего всё началось, а именно как зародилась эпоха Итальянского Возрождения.
2. Открыть для себя периоды данной эпохи.
И, наконец,
3. Рассмотреть особенности философии, изобразительного искусства и литературы, и познакомится с главными представителями Возрождения.
I Введение………………………………………………………………….….…….3
II Зарождение эпохи Возрождения……………….……………………..….……....4
III Периоды эпохи Возрождения……………………………………………..….....9
IV Характерные черты и особенности культуры……………..........................….. 12
1.Философия Возрождения……………………………...………………….13
2.Литература Возрождения…………………………………….....……..….18
3.Изобразительное искусство Возрождения…………………………..…...20
V Заключение…………………………………………………………………...…24
VI Список литературы и источников……………………………………………..26
Период так
называемого «Раннего Возрождения»
охватывает собой в Италии время
с 1420 по 1500
года. В течение этих восьмидесяти лет
искусство ещё не вполне отрешается от
преданий недавнего прошлого, но пробует
примешивать к ним элементы, заимствованные
из классической древности. Лишь впоследствии,
и только мало-помалу, под влиянием все
сильнее и сильнее изменяющихся условий
жизни и культуры, художники совершенно
бросают средневековые основы, и смело
пользуются образцами античного искусства,
как в общей концепции своих произведений,
так и в их деталях. Тогда как искусство
в Италии уже решительно шло по пути подражания
классической древности, в других странах
оно долго держалось традиций готического
стиля. К северу от Альп,
а также в Испании, Возрождение наступает
только в конце XV столетия, и его ранний
период длится, приблизительно, до середины
следующего столетия, не производя, впрочем,
ничего особенно замечательного.
Время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Позднее Возрождение.
Третий
период Возрождения, так называемый
период «позднего Ренессанса», отличается
каким-то страстным, беспокойным стремлением
художников совсем произвольно, без
разумной последовательности, разрабатывать
и комбинировать античные мотивы,
добиваться мнимой живописности утрировкой
и вычурностью форм. Признаки этого
стремления, породившего стиль барокко,
а затем, в XVIII
столетии, стиль рококо,
выказывались ещё в предшествовавшем
периоде в значительной степени по невольной
вине великого Микеланджело, своим гениальным,
но слишком субъективным творчеством
давшего опасный пример крайне свободного
отношения к принципам и формам античного
искусства; но теперь направление это
делается всеобщим.1
Характерные черты и особенности культуры
Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.
Духовная культура
масс в период Средневековья формировалась
устною проповедью церковников. Господствовала
сплошная неграмотность. Преобладающее
большинство священников
Возрождение прославилось
расцветом Реалистического
И, наконец. Возрождение
было культурой Оптимизма в
Философия Возрождения
Философия эпохи
Возрождения представляет собой
достаточно пеструю картину, набор
разнообразных философских
Отличительные
черты мировоззрения эпохи
4. ориентация на гуманизм (от латинского humanus - «человеческий»), на признание человека личностью, его права на творчество, свободу, счастье.
В
эпоху Возрождения философия
вновь обращается к изучению природы.
Возникновение натурфилософии, т.е.
философии природы, свободной от
непосредственного подчинения теологическим
умозрениям. Общие черты натурфилософских
концепций:
Данте
Алигьери считается предтечей философии
эпохи Возрождения. Собственно же первым
ренессансным философом является Франческо
Петрарка (1304–1374), может быть, известный
больше как замечательный поэт, но
тем не менее основавший гуманистическое
направление в ренессансной философии
— то самое, которое является первым
этапом в общепринятой ее классификации.
Основные свои идеи он высказал в двух
трактатах: «О своем и чужом невежестве»
и «Моя тайна» («О презрении к миру»). В
начале первого трактата Петрарка говорит,
что он ничего не знает, что он невежда
в философии. Эти слова — одновременно
ирония и истина, так как Петрарка действительно
не имел философского образования. А далее
он делает вывод: о Божественных делах
пусть рассуждают небожители, а человек
как существо земное должен рассуждать
о земных, человеческих делах. Петрарка
иронически замечает: мы живем в счастливое
время, потому что раньше был один, два,
самое большее семь мудрецов, теперь же
их буквально толпы, стада, которые наполнили
все университеты.
Он обличает университетское образование
и кажущуюся мудрость, которая в устах
Петрарки предстает псевдомудростью,
которая оперирует различными терминами
и словами, но ни к познанию Бога, ни к познанию
человека не имеет никакого отношения.
Схоласты взяли за образец для себя философию
Аристотеля, однако аристотелизм в трактатах
схоластиков во многом извращен. Поэтому
Петрарка оговаривается, что, выступая
против современной философии, он выступает
не против Аристотеля как философа, жившего
в Древней Греции, а против аристотеликов.
Чтобы знать Аристотеля, нужно изучать
самого Аристотеля и всю античную культуру.
Петрарка впервые вновь поднимает интерес
к такому гению античной философии, как
Платон. Именно с Петрарки ведет свое начало
платоническая линия в философии Возрождения.
Петрарка возражает против «варварской
латыни», на которой пишутся трактаты
и ведутся диспуты в университетах. Этой
латыни, в которой нет ничего живого, он
противопоставляет латынь, на которой
писали Вергилий, Цицерон и другие древнегреческие
поэты и философы.
Главная проблема для Петрарки — познание
не Бога, а человека, ибо познанием Бога
должны заниматься небожители. Попутно
он замечает, что если не все небожители
преуспели в познании Бога, а некоторые,
самые выдающиеся из них, даже отпали от
Него, то, что же говорить о человеке? Человек
тем более не может познать Бога и поэтому
должен изучать только сам себя. Поэтому
акцент в философии Петрарка ставит на
познании человеком самого себя, всего
многообразия всех своих чувств такими,
какие они есть. Именно в этом пафос всего
творчества Петрарки и его философских
трактатов, писем, стихов.
В трактате «О презрении к миру» Петрарка
рассуждает о смысле человеческой жизни.
Это произведение построено в форме беседы
трех действующих лиц — Августина, Франциска
и Истины. Однако Истина, хотя и обозначена
участницей беседы, ни разу не вступает
в спор. Поэтому трактат является, собственно,
диалогом между Франциском и Августином.
Иногда говорят, что существует аналогия
между Франциском и Франческо, что здесь
идет спор самого Франческо Петрарки с
христианским мировоззрением, которое
он представляет под именем Августина.
Но скорее всего здесь беседа Петрарки
с самим собой, и не случайно, что Истина
все время молчит. Петрарка ищет истину,
пытается разобраться в самом себе, именно
в этом и заключается смысл диалога. Августин
проповедует истины христианской веры,
говорит о том, как следует жить, с чем
Франциск соглашается, но при этом говорит,
что у человека есть и земные дела, которым
он должен уделять внимание, и дела эти
настолько увлекательны, что далее идут
пространные им похвалы.
Августин не возражает против такого понимания
ценностей земной жизни и не осуждает
его, так что в самом диалоге мы видим,
что Петрарка пытается разобраться с самим
собой и решить вопросы о смысле жизни
и цельности земного человеческого бытия
в рамках христианского миросозерцания.
Насколько это ему удается, сказать трудно:
Истина молчит, а сам Петрарка не дает
окончательного ответа. Естественно, сам
Петрарка считает себя христианином, хотя
и указывает на необходимость гуманизации
существующего христианства, его направленности
на человека. Именно Петрарка впервые
вводит термин «гуманизм» и является основоположником
гуманистического направления в ренессансной
философии и — в более широком плане —
основоположником гуманизма вообще.
Пико делла Мирандола
Также среди известных философов Ренессанса стоит выделить Пико делла Мирандолу(1463 – 1494).Пико был глубоко образованным аристократом, знавшим древние языки, восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г. Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты «Гептапл» (толкование семи дней творения) (1489), «О сущем и едином» (1492), «Рассуждение против астрологии» (1494).
Дела Мирандола
заложил основу для нового понимания философии
и места человека в мире. Пико трактовал
известный христианский тезис о создании
человека Богом по своему образу и подобию
в свете идей античной философии. Человек
— это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому
человек выше всех смертных существ и
может творить свою собственную природу.
Человек свободен, его свобода не ограничивается
вмешательством Бога. Бог, создав другие
творения, ограничил их строгими законами,
которым они, безусловно, подчиняются.
Не то с человеком. Бог создал человека
свободным и разрешает ему самостоятельно
творить свой образ. Человек имеет свободную
волю, которая ограничена только «мировым
порядком». Если человек преступает «мировой
порядок», он теряет свое высокое достоинство.
Конечно, воля Бога выше воли человека,
но Бог не подавляет человека, его творческих
возможностей, предоставляет ему свободу
поступков и мыслей в рамках законов природы
и общества, т. е. «мирового порядка».
Пико высоко ценил философию как путь
к «естественному» счастью. Когда человек
познает свою природу, свою деятельность,
законы мира, пути к истине и благу, он
«естественно счастлив». Есть и «сверхъестественное
счастье» (высшее счастье), которое дается
человеку путем веры. Человеку доступны
все виды счастья. Сначала он через этику
— науку о добре и зле очищается от своих
пороков, затем совершенствует свой разум
философией и, наконец, через теологию
познает божественное. Важно, что философия
совершенствует разум, позволяет достичь
и сохранить человеческое достоинство
и благо. Без философии нет человека, считал
Пико, поэтому каждый человек должен заниматься
ею. Изучение философии обеспечивает приход
человека к добродетели, устраняет пороки.