Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса государство в рыночной экономике.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
-охарактеризовать роль государства в рыночной экономике;
-изучить функции государственного регулирования;
-оценить методы государственного регулирования рыночной экономики;
-изучить становление государственного сектора;
-оценить эффективность государственного регулирования в современной России;
ВВЕДЕНИЕ ……………………….……………………………………..…………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………….………5
1.1.Роль государства в рыночной экономике………………………………………6
1.2. Функции государственного регулирования…………………………………...8
1.3. Методы государственного регулирования рыночной экономики………….11
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………….……...14
2.1.Становление государственного сектора………………………………………14
2.2.Эффективность государственного регулирования в современной России…18
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………....20
3.1.Анализ экономического развития России ……………….…………………...20
3.2.Оценка основных экономических показателей России ………..……………23
3.3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения……………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………..……
Естественная
монополия существует в тех случаях,
когда одна фирма может обеспечивать
весь рынок, имея более низкие издержки
на единицу продукции, достигаемые
за счет масштаба. Это характерно для
предприятий общественного
Для
обеспечения приемлемого
Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек[1, с.117].
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим
видом контроля являются антитрестовские
законы. Эта форма контроля имеет
богатую историю. В 1890 г. был принят
знаменитый закон Шермана, запрещающий
любые виды сговора и любые
попытки монополизации какой-
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование нечестных действий по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
Таким
образом, государство выступает
в роли арбитра, который избирает
оптимальное (и наиболее эффективное)
соотношение между монополиями
и конкурентными отраслями. В
различные периоды истории для
различных стран это
1.3. Методы
государственного
Государство выполняет свои функции, применяя методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования[2, с.40]:
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
В-четвёртых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
-свои расходы,
-налогообложение,
-регулирование,
-государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов.
Государственное
предпринимательство, как правило,
осуществляется в областях, в которых
хозяйствование противоречит природе
частных фирм или же в которых
требуются огромные инвестиции и
риск. Государственные предприятия
занимают существенные позиции в
таких отраслях, как энергетика,
черная металлургия, транспорт, связь.
Доля государственного предпринимательства
варьируется в различных
Вмешательство
государства в экономические
отношения не должно быть безграничным
– экономика не должна быть излишне
административно «
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1.Становление государственного сектора
Как
показывает мировой опыт, успешное
социально-экономическое
В
период до 1992 года командная экономика
в России была уже значительно
ослаблена, предшествующие реформы, особенно
законы о предприятии, о кооперации,
об аренде ввели ряд рыночных отношений.
Как известно такая специфическая
ситуация, когда в стране действует
командная экономика
Но
обратимся к более раннему
периоду нашей истории – начало
XX века. Страна, обескровленная непродуманной
политикой своих руководителей,
войной и назревающей социальной
нестабильностью самостоятельно выбраться
из кризисного положения не могла. Когда
к началу Великой Отечественной
войны стране нужно было срочно мобилизовать
свои силы, положительно себя проявила
административно-командная
Большинство современных аналитиков склонны считать, что для современного государства единственно правильным видом экономики является рынок. Во многом с ними можно согласиться: рыночная экономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.
Возвращаясь к современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.
1.
Прежде всего, это отрасли,
где перестаёт эффективно
2.
Ещё одной из важнейших
3.
Государство обязано брать на
себя задачу обеспечения
4.
Одной из главнейших
Проанализировав
вышеперечисленные функции, можно
сделать вывод: государство в
условиях рынка должно контролировать
и поддерживать только те отрасли
экономики, в развитии которых частные
фирмы не заинтересованы или куда
деньги вкладывать опасно. Как правило,
это отрасли общенационального
значения – военная промышленность,
научные разработки и т.д. С монополиями
и олигополиями всё гораздо сложнее.
Они создают проблемы больше
населению, чем государству. Последнему
скорее выгодно существование
Во-первых,
это колоссальный бюрократический
аппарат. Россия унаследовала от Советского
Союза громоздкую, нерациональную структуру
государственного управления. Вирус
бюрократии поразил все эшелоны
власти – от низших до высших. И если
в некоторых странах