Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса государство в рыночной экономике.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
-охарактеризовать роль государства в рыночной экономике;
-изучить функции государственного регулирования;
-оценить методы государственного регулирования рыночной экономики;
-изучить становление государственного сектора;
-оценить эффективность государственного регулирования в современной России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………….……………………………………..…………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………….………5
1.1.Роль государства в рыночной экономике………………………………………6
1.2. Функции государственного регулирования…………………………………...8
1.3. Методы государственного регулирования рыночной экономики………….11
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………….……...14
2.1.Становление государственного сектора………………………………………14
2.2.Эффективность государственного регулирования в современной России…18
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………....20
3.1.Анализ экономического развития России ……………….…………………...20
3.2.Оценка основных экономических показателей России ………..……………23
3.3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения……………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

государство в рыноч эконом.docx

— 455.49 Кб (Скачать файл)

 

2.2.Эффективность  государственного регулирования  в современной России

 

Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективность государственного регулирования  в современной России. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата [6, с. 3]. Как  правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном  устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как  правило, министерства. Опыт многих стран  мира показывает, что оптимальное  количество министерств – 12-15, из них  обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а  остальные создаются в зависимости  от специфики страны [1, с. 117]. Так  же следует сократить численность  работников в этих министерствах. С  коррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельности каждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее в каждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому  ответственному лицу. Так же должна быть введена система высоких  штрафов, при грубом нарушений полномочий чиновника следует отстранить от должности и  провести судебное разбирательство. Другими словами, следует сделать  всё, чтобы чиновникам было выгоднее и безопаснее не брать взяток и  не иметь связей с преступными  группировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоваться лишь 5-10 лет (в зависимости от сложности  ситуации).

В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создаёт условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях  заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание  «золотой середины» в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях [14, с. 5].

 

 

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВА В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

3.1.Анализ  экономического развития России

 

В 1990-е годы уровень налогообложения  в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов. В 2000-е годы президентом  России В. В. Путиным были подписаны  ряд законов, которыми были внесены  поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала  подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог  с продаж, общее количество налогов  было сокращено в 3 раза (с 54 до 15. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой  реформы налоговая нагрузка снизилась  с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло  перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа  также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический  рост [17, с. 29].

В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который  закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения [7, с. 41].

Был проведён ряд других социально-экономических  реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и  железнодорожного транспорта.

К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям.

Рисунок 1- Динамика ВВП России после 1991 года [14]

 

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,1 %, в 2002 — 4,7 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 8,2 %, в 2007 — 8,5 %, в 2008 — 5,2 %), промышленного  и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности  населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению  с предыдущим годом. Прирост промышленного  производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса  — $120,1 млрд.

Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей, или $979,1 млрд по средневзвешенному  курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении  на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой  службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Российский золотовалютный резерв установил очередной рекорд — по состоянию на 5 января 2007 года золотовалютные резервы центрального банка составляли $303,9 млрд. Это обеспечило России третье место по этому показателю в мире после Китая и Японии. Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета  на 2006 были окончательно утверждены в  следующем размере: расходы в  сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в  сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная  инфляция составила 9 % [14].

В 2007 году Россия вошла в группу стран  с высоким уровнем человеческого  развития.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял $569 млрд, этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.[13] Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён, в III и IV кварталах этого года рост ВВП России с учётом сезонности составил 1,1 % и 1,9 % соответственно.По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве [14].

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики  России оказались меньше, чем это  ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По  итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста  промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран  «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0 %.

 

3.2.Оценка  основных экономических показателей  России

 

В целом экономический результат 2010 года можно оценивать двояко. С  одной стороны, показатели года превзошли  изначально ожидаемые цифры. С другой стороны, результат мог бы быть лучше, если бы не ряд факторов, в том  числе природного характера. При  этом положительная динамика достигнута в немалой степени за счет реализации госпроектов и стимулирующих  мер правительства, то есть искусственным  путем. Впрочем, на той же основе сейчас растут экономики многих других стран  мира, и в том числе Китая [16, с. 3].

Главное достижение российской экономики 2010 года - это выход на положительную динамику практически всех ее показателей. Можно  говорить о том, что рост во многом был обусловлен низкой базой предыдущего года, когда был зафиксирован кризисный обвал, но сам факт того, что спад прекратился, является достаточно важным. Этому способствовали стабильность национальной валюты, постепенное восстановление потребительского спроса и возобновившийся рост инвестиций (во многом за счет выполнения госпроектов). Единственным сектором экономики, где ситуация в 2010 году существенно ухудшилась, было сельское хозяйство, но в данном случае спад был обусловлен форс-мажорными обстоятельствами, а именно аномальной жарой. Засуха привела к росту цен на продовольствие, что произвело тормозящий эффект в III квартале во всей российской экономике.

Главный недостаток российской экономики в 2010 году -сохраняющаяся зависимость  от рынка сырьевых товаров, причем эта  зависимость стала еще острее. Рост экономики был во многом обусловлен тем, что цена нефти на мировом  рынке вернулась на уровень 2007 года. Впрочем, 2010 год стал удачным не только для нефти, но практически для  всех видов сырья за счет высокого спроса со стороны развивающихся  стран и, в особенности, Китая, экономика  которого продолжала демонстрировать  высокие темпы роста.

Важную  роль сыграли стимулирующие меры правительства. Как пример - это растущий спрос на автомобили АВТОВАЗа (к  сожалению, преимущественно устаревшие модели). Утилизационная программа  позволила существенно разогреть  потребительский спрос на автомобильную  технику, а заодно и весь автомобилестроительный сектор. Окончание этой программы, которое  ожидается уже в текущем году, как показал зарубежный опыт, может  нивелировать достигнутый результат, если до конца не активизируется естественный спрос [16, с. 4].

Прошедший год показал, что российская экономика, как, впрочем, и экономики большинства  стран мира, пока не способна выбираться из кризисного провала без госинвестиций  и стимулирующих программ, но есть надежда, что в 2011 году возрастет  значение потребительского спроса

Основные   факторы,   повлиявшие   на   экономические   итоги 2010 года:

- сравнительно высокая цена нефти и других сырьевых товаров

- аномальные  колебания  температуры  воздуха  (морозный  январь, рекордно жаркие июль и август, аномально теплый ноябрь)

-  рост цен на продовольствие в России и в мире недостаток кредитных ресурсов для предприятий

- активное выполнение бюджетных проектов (Сочи-2014, ВСТО, жилье для военных и др.)

-правительственные        меры,        стимулирующие        внутренний потребительский спрос

 

Таблица 1 - Основные показатели развития экономики  России (% к соответствующему периоду  предыдущего года)

 

Согласно  предварительным итогам ВВП России вырос в 2010 году относительно 2009 года на 4.0%. Напомним, что в 2009 году спад ВВП  составил рекордные за последние  более чем десять лет 7.8%. По сравнению  с 2008 годом объем ВВП в 2010 году был на 4.1% ниже. Однако по сравнению  с 2007 годом объем ВВП в России в 2010 году был выше почти на 0.9%. Последняя  цифра может быть оценена, как  неплохой результат. Она свидетельствует  о том, что в целом экономика  России почти вышла на докризисный  уровень - если считать докризисным  периодом не первую половину 2008 года, когда  вся мировая экономика находилась на пике спекулятивного ажиотажа, а 2007 год, когда среднегодовая цена нефти примерно соответствовала среднегодовой цене 2010 года [16, с. 5].

Напомним, что многими экспертами, в том  числе и правительственными, предполагается, что российская экономика выйдет на докризисный уровень только в 2012 году. Исходя из результатов 2010 года, можно предположить, что, если не произойдет очередного ухудшения состояния  мировой экономики, то этот прогноз  сбудется. При этом по некоторым  показателям (в частности внешняя  торговля, внутренний розничный рынок  и объемы производства в ряде промышленных отраслей) докризисный уровень может  быть достигнут уже по итогам 2011 года.

Рисунок 1 - Темпы роста ВВП в России, %

 

На  протяжении 2010 года ситуация в российской экономике развивалась разнонаправленно. Положительная динамика ВВП в  годовом сравнении сохранялась  все его месяцы, но темпы роста  были изменчивы. Период оптимистических  ожиданий наблюдался практически всю  первую половину года. Только в самом  начале года - в феврале - из-за чрезвычайно  низких температур воздуха наблюдалась  временная пауза в развитии. В  этом месяце практически все показатели с исключением сезонности сократились, и в том числе ВВП, однако уже в марте поступательный рост продолжился, но был нарушен во второй половине года из-за аномальной жары. В результате, произошла новая коррекция в сторону снижения. По этой причине темп роста ВВП, достигший максимума в мае (см. рисунок 2), в III квартале начал быстро снижаться [16, с. 6].

В IV квартале ситуация снова стала  изменяться к лучшему, и негативные последствия аномальной жары для  экономики постепенно ликвидировались, хотя полного исключения их влияния  достичь не удалось и, по всей видимости, не удастся в 2011 году.

Информация о работе Государство в рыночной экономике