Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса государство в рыночной экономике.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
-охарактеризовать роль государства в рыночной экономике;
-изучить функции государственного регулирования;
-оценить методы государственного регулирования рыночной экономики;
-изучить становление государственного сектора;
-оценить эффективность государственного регулирования в современной России;
ВВЕДЕНИЕ ……………………….……………………………………..…………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………….………5
1.1.Роль государства в рыночной экономике………………………………………6
1.2. Функции государственного регулирования…………………………………...8
1.3. Методы государственного регулирования рыночной экономики………….11
ГЛАВА 2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………….……...14
2.1.Становление государственного сектора………………………………………14
2.2.Эффективность государственного регулирования в современной России…18
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВА В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………....20
3.1.Анализ экономического развития России ……………….…………………...20
3.2.Оценка основных экономических показателей России ………..……………23
3.3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения……………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………………..……
Рисунок 2 - Индекс ВВП России
Напомним, что первоначальный прогноз МЭР по росту ВВП на 2010 год составлял 1.3% по пессимистичному сценарию и 3.5% по оптимистичному сценарию. Однако уже по итогам I квартала рост ВВП составил 4.5%, а в мае рост ВВП в годовом сравнении достиг значения 5.8% - все это дало повод для пересмотра прогноза в сторону повышения. В июне МЭР поднял верхнюю и нижнюю границы прогнозного роста ВВП до 3.1-4.5%. При этом некоторые чиновники выражали уверенность, что итоговый рост составит 5%. Такой прогноз казался вполне реальным. К тому моменту уже наблюдался рост инвестиций в основной капитал в годовом сравнении и с исключением сезонности, установилась относительная стабильность на сырьевых рынках (цена нефти колебалась в пределах выгодного для России коридора $70-80 за баррель), выполнялись масштабные инфраструктурные проекты (в том числе строительство объектов Сочи-2014, нефтепровода ВСТО и др.), была запущена утилизационная программа в автомобилестроении, началось оказался минимальным за несколько последних лет, а объем производства в сельском хозяйстве снизился по итогам года относительно 2009 года почти на 12%. Впрочем, аномальная жара сказалась не только на результатах сельского хозяйства. В этот период наблюдалось временное сокращение инвестиций и строительства, замедление роста промышленного производства. Кроме того - и это одно из самых тяжелых последствий жары - начался быстрый рост потребительских цен.
Ухудшение статистики в июле-августе повлияло и на динамику ВВП. Уже в августе замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что ущерб от засухи может составить 0.4-0.5 процентных пункта от роста ВВП или даже выше — 0.7-0.8 процентных пункта. В декабре МЭР снизил прогноз роста ВВП с 4 до 3.8%. В итоге сначала Владимир Путин объявил о 3.8%, а Росстат все-таки отчитался о 4%. Тем не менее, еще раз акцентируем внимание на том факте, что изначально оптимистичным прогнозом считался рост экономики на 3.5%, который в итоге был превышен, несмотря на все перипетии минувшего года [16, с. 7].
Инфляция
- один из немногих экономических показателей,
который не удалось удержать в
рамках первоначального
Рисунок 3 – Динамика индекса потребительских цен в России
Однако в динамику этого показателя, как и в динамику многих других экономических показателей, вмешалась жара. По итогам года сбор зерна снизился на 40%, картофеля - более чем на 30%, сахарной свеклы -более чем на 10%. Рекордный неурожай вызвал резкий рост цен на продовольствие. В результате, в августе и сентябре индекс потребительских цен составил соответственно 100.6% и 100.8%, что совершенно несвойственно для этих месяцев. Для примера, годом ранее инфляция в течение трех месяцев сбора нового урожая (июль-сентябрь) была нулевой (см. рисунок 4).
Помимо
роста цен на продовольствие, на
ускорение инфляции в IV квартале могло
повлиять также грядущее повышение
социальных налогов. И, несмотря на то,
что повышение налогов было намечено
на начало 2011 года, многие предприниматели
стали предусмотрительно «
Рисунок 4 – Индекс потребительских цен
По итогам года индекс потребительских цен составил 8.8%, то есть столько же, сколько в 2009 году. Таким образом, инфляция в России сохранилась на рекордно низком в новейшей истории уровне, но динамика этого показателя во второй половине года испортила общую картину.
Как видно из рисунка 4, сильнее всего в 2010 году дорожали продовольственные товары. Самыми быстрыми темпами в их ряду дорожали крупа и бобовые, а также плодоовощная продукция.
Отметим также, что по итогам 2010 года Россия заняла третье место в Европе по уровню инфляции. Выше в 2010 году инфляции была только в Белоруссии (9.9%) и в Украине (9.1%) По странам ЕС средняя инфляция составила 2.6%. Правда, при этом следует учитывать, что в России, несмотря ни на что, инфляция осталась на уровне 2009 года, тогда как в ЕС она была почти вдвое выше.
Впрочем, рекордный рост цен отмечен в отношении практически всех видов продовольственных товаров (см. таблицу 2) растительного характера.
Таблица 2 - Индекс потребительски цен на продовольственные товары
Сахар
также подорожал очень
3.3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения
Осмысление
теории и практики государственного
регулирования экономики
Начнем с того, что трудности, и немалые, представляет само определение целей регулирования. Эти трудности имеют многообразный характер. Так, каждая из целей отражает интересы определенных социальных групп, весьма различных по активности и способах отстаивания интересов. Выбор одной какой-либо цели, давая выигрыш одним силам, другим может наносить ущерб, который государство часто не в силах компенсировать (распределительный эффект), хотя в теории допускается возможность принятия политических решений на основе критерия Парето, исключающих потери каких-либо сторон, это решения в рамках консенсуса (единогласия). Потери каких-либо сторон не будут значимы также в случае выполнения критерия Калдора-Хикса. А именно, изменения экономической политики означают улучшение, если те, кто выигрывают от принятия решений, оценивают свой выигрыш в денежной форме выше, чем оценивает свой проигрыш «потерпевшая сторона». Этот критерий не предполагает обязательной реальной компенсации выигравшими потерь проигравших (хотя это возможно и, вероятно, желательно), он требует лишь потенциальной возможности этого.
Далее,
сама процедура принятия политических
решений (в основном большинством голосов),
которая и должна содействовать
выбору оптимальных для общества
приоритетных целей, во многом по причине
отсутствия или искажения информации
оказывается часто
Этот скепсис может усилиться, если обратить внимание на большие издержки государственного регулирования. Оно действительно стоит достаточно дорого, причем без жесткого контроля со стороны общества затраты будут только возрастать в силу закономерной тенденции роста бюрократических структур. Такой рост, в свою очередь, будет усложнять и само принятие и эффективную реализацию решений. Если также учесть отмеченную в предыдущем параграфе возможную внутреннюю противоречивость методов государственного регулирования или их несогласованность, то его результаты могут весьма сильно отличаться от намеченных. Следует также вспомнить о таком понятии, как налоговое бремя, снижающее выигрыши потребителей и производителей и сокращающее общие выгоды торговли.
Весьма
часто неопределенность факторов и
инструментов воздействия государства
на экономику находит свое выражение
в своеобразном законе непредвиденных
последствий: последствия регулирования
реально весьма существенно отличаются
от намечавшихся. В его действии
весьма значимыми являются экономические
лаги, характеризующие определенную
инерционность экономической
Проблемы государственного регулирования, несомненно, связаны и с экономическими ожиданиями основных субъектов. Экономическая политика должна учитывать эти ожидания, но не только. Она сама воздействует на эти ожидания. Поэтому любые макроэкономические модели, призванные раскрыть механизм действия экономической системы, в значительной мере несовершенны. В связи с этим в экономической теории существует специфический термин - критика Лукаса: традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.
С
государственным регулированием экономики
связано также такое явление
как поиск политической ренты. Политическая
рента - это дополнительный доход
частных экономических
Значительное
присутствие государства в
Проводя
антимонопольную политику по отношению
к одним сферам деятельности, государство
своими действиями неизбежно может
создавать основы монополизации
в других сферах и не только посредством
установления государственной монополии,
но и через механизмы
Проблемой
государственного регулирования экономики
является также то, что политический
бизнес-цикл (вызванный периодичностью
избирательных кампаний и временем
полномочий органов власти) становится
существенным фактором макроэкономических
колебаний. Политические деятели стремятся
к тому, чтобы с помощью инструментов
фискальной и монетарной политики сделать
так, чтобы к моменту выборов
сложилась благоприятная
И
наконец, государственное вмешательство
может создать проблему дисбаланса
между свободой человека, прежде всего
экономической, и принуждением. Нарушение
прав человека при избыточном присутствии
государства в экономике может
стать слишком высокой и
Рассмотрение
проблем государственного регулирования
позволяет перейти к
Важным направлением государственной деятельности в лице Государственной Думы РФ и правительства является правовое обеспечение курса проведения рыночных преобразований.
Наряду с косвенным регулированием все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство через увеличение правительственных расходов и налоговую политику. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.