Демонополизация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение демонополизации экономики как условие создания эффективной экономики.
Задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России, изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Возникновение и сущность несовершенной конкуренции 5
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений 8
1.3 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 12
2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ. РОССИЙСКАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 16
2.1 История возникновения и развития монополии в России 16
2.2 Монополии в современной России 19
2.3 Демонополизация экономики России 22
3. СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 28
3.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран 28
3.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 31
3.3 Современная антимонопольная политика России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

демонополизация экономики.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Ко второй категории  правонарушений антимонопольного законодательства относятся нарушения, не влекущие общественно опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Сейчас они составляют существенную часть нагрузки ФАС – больше половины всех рассматриваемых ею дел.

Многие нарушения  порядка доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, срыв сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность) относятся к подобным делам. Они являются типовыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут быть разрешены по формальным признакам и гораздо более оперативно, чем дела, в рамках которых требуется детальное исследование состояния конкуренции.

Авторы Программы  предлагают для дел о нарушениях, не связанных с возможностью ограничения  конкуренции, устанавливать упрощенный порядок и сокращенные сроки  производства. Кроме того, целесообразно  предусмотреть менее значительные штрафы, дополненные возможностью дисквалификации должностных лиц виновного в нарушении хозяйствующего субъекта.

Весьма интересен  тезис разработчиков документа  о нецелесообразности использования  по делам данной категории так  называемого оборотного штрафа. Наложение санкции, кратной обороту компании на определенном рынке, – адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданная в ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивают исполнение предписания антимонопольного органа и процесс подключения потребителя к инфраструктуре.

Но самое  главное здесь другое: затраты  на выплату штрафа в конечном итоге  также ложатся на плечи потребителя, поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение суммы штрафа в инвестиционную программу и в тариф на услуги.

Следует заметить, что законопроект об изменениях в  КоАП, предусматривающий возможность дисквалификации и наложения штрафов на топ-менеджеров естественных монополий и госслужащих, уже одобрен Госдумой в первом чтении. Это даст возможность персонифицировать ответственность нарушителей антимонопольного законодательства вместо ее возмещения за счет потребителей.

В целом Программа и законодательные инициативы ФАС могут стать реальным шагом вперед в борьбе за формирование свободной конкуренции в нашей стране. Только обязательно нужно сделать его очень точно, чтобы не наступить в пылу борьбы на оказавшихся рядом предпринимателей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе определить, что:

Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

Главной целью  монополиста является получение  максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный  эффект масштаба.

Существует  много классификаций монополии, но в данной работе внимание акцентировалось на делении на естественные и искусственные монополии.

Главной целью  всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

Прямое дробление  монополий на мелкие предприятия  ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем  более естественной.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и / или за объемом их производства.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.

Основанием  для приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;

При определении  степени концентрации в той или  иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Переплетение  ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.

Реализация  положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации  в России: прямое разделение монопольных  структур, иностранная конкуренция, создание новых предприятий.

Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

В данной основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Есть еще  одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий – губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 02.02.2006)
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (в редакции от 8.11.2008)
  3. Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – 2-е изд. – Дрофа, 2008
  5. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭиМО, №10-11, 2010.
  6. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса // Экономист. - 2011. – №5. – С. 11-21.
  7. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов: под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  8. Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир.- 2011.- №3.
  9. Давыдов В.М., Боровиков А.В., Теперман В.А. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО. - 2011. - №7. - С. 124-143.
  10. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. - 1998. – №11-12.
  11. Иохин В. Я. Основы экономической теории: Учебник. – М.: Юрист, 2010.
  12. Курс экономической теории: учебник: под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – 6-е изд. – Киров: АСА, 2009
  13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1 и 2.: Пер. с 13-го англ. Изд. – М.:
  14. Морозов В.. Анатомия кризиса – политика отсроченной инфляции // Вопросы экономики. – 2010. - №9. - С. 26-40.
  15. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2009
  16. Папава В. Роль государства в современной экономической системе, Учебник. Том 1, часть 1. М., 2008.
  17. Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  18. Российский кризис: экономические, политические, социальные причины // Вопросы экономики.- 2010.- №11
  19. Сухарев О. Экономический рост или кризис.//Инвестиции в России, 2010. – № 3.-  С. 15-24.
  20. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Т.2. Макроэкономика/ МГУ Под ред. Красниковой Е.В. – М: Теис, 2009.
  21. Учебник по основам экономической теории: под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2009
  22. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М., 2008
  23. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него // Проблемы теории и практики управления, 2010. – №5.
  24. Экономика. 3-е издание, под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булгакова. - М., 2009.
  25. Экономическая теория. Учеб. для студ. вузов. под ред. Камаева 8-е изд. перераб. и доп.- М: Гуманит. изд. центр Владос, 2009.
  26. Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для вузов 3-е изд-ие, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2010.
  27. Ясин Е.. Поражение или отступление? // Вопросы экономики, 2011. - №2. – С. 4-29.
  28. www.cepa.newschool.edu/het
  29. www.fas.gov.ru
  30. www.libertarium.ru

1 Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.

2 Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир.- 2011.- №3.

3 См. приложение 1

4 Иохин В. Я. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Юрист, 2010.

5 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2009

6 Сухарев О. Экономический рост или кризис.//Инвестиции в России, 2010. – № 3.-  С. 15-24.

7 Сухарев О. Экономический рост или кризис.//Инвестиции в России, 2010. – № 3.-  С. 15-24.

8 См. приложение 2

9 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010

10 Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для вузов 3-е изд-ие, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2006.

11 Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке

12 Там же

13 Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир.- 2011.- №3.

14 http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31060.html

15 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010

16 Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир.- 2011.- №3.

17 Иохин В. Я. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Юрист, 2010.

18 См. приложение 3

19 См. Приложение 4

20 Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию»// Экономика и жизнь №8, 2009

21 Сухарев О. Экономический рост или кризис.//Инвестиции в России, 2010. – № 3.-  С. 15-24.


Информация о работе Демонополизация экономики