Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:10, доклад
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Как и другие виды политики, она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики.
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Как и другие виды политики, она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики. Она представляет собой способ регулирования народно-хозяйственных процессов для стабилизации экономической ситуации. Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен, равновесия платежного баланса. Основной проводник денежно-кредитной политики – Центральный банк.
Денежно-кредитная политика государства это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Задача денежно-кредитной политики - обеспечить рост российской экономики, существенно снизить разбалансированность финансовой системы, сделать ее более оцененной в глобальных финансах с тем, чтобы лучше противостоять негативным внешним издержкам, демонстрировать наибольшую устойчивость в волнах мировой финансовой динамики, постепенно увеличивая свое влияние в глобальных финансах.
Основы и принципы денежно-кредитной политики должны содержать и обеспечивать:
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости, в её наибольшей степени соответствия требованиям рыночного механизма. Показателями эффективности денежно- кредитной политики служат индексы и темпы роста инфляции, приток (отток) инвестиционного капитала, стабильность курса национальной валюты, объем валютных резервов, включая золотовалютные резервы Центрального банка РФ, и их эффективное использование, темпы роста ВВП, доли активов, капитала и кредитов банковской системы относительно ВВП, доля совокупных прямых инвестиций в экономику относительно ВВП.
Различают "узкую" и "широкую" денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющие на краткосрочные процентные ставки.
Целью широкой политики является борьба с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении.
Главная цель денежно-кредитной политики – это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени.
Частные же цели связаны с обеспечением стабильного прироста денежной массы в обращении, равновесной ставки банковского процента и ослабление инфляционных процессов. Основными целями денежно-кредитной политики на макроуровне являются:
- поддержание стабильности цен;
- достижение высокого
уровня занятости (стремление к
естественному уровню
- обеспечение экономического роста;
- обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
- поддержание равновесия
на отдельных сегментах
Система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы страны и, реализуя государственные и общественные интересы, осуществляет поддержание и нормальное ее функционирование. Составляя организационный блок денежной системы, денежно-кредитная система должна:
- удовлетворять потребности
и повысить эффективность
- обеспечить защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
- способствовать уменьшению
издержек участников денежного
оборота, повышению качества
- создавать механизмы, позволяющие
снизить влияние негативных
- формировать необходимый объем денежных ресурсов и привлекать инвестиции;
- способствовать развитию
конкурентной среды на
- расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество;
- совершенствовать системы безналичных расчетов.
История развития денежно кредитной политики
До середины 18 века в Российской империи практически не было кредитных учреждений. Только в 1729-1733 гг. первые банковские операции начала проводить Монетная контора. Она занималась выдачей ссуд под залог золота и серебра. Это послужило началом развития кредитных операций и возникновения банков в стране.
На протяжении столетий в России сложилась и функционировала, с переменным успехом, жесткая централизованная административная система управления во главе с самодержавным императором. Проводимые время от времени удачные и не очень удачные реформы не меняли существа и социальной направленности государственной власти. Эта система наложила свой отпечаток и на формирование кредитно-денежной системы России, на
деятельность главного её органа - Центрального банка.
Днем рождения банковской системы России принято считать создание Государственного ссудного банка (по сути, казенного ломбарда) в 1733 г. В
1754 г. были созданы еще два госбанка: Государственный заемный банк для дворянства и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. Однако через некоторое время эти банки прекратили свою деятельность, которая была подорвана массовым невозвратом кредитов. Затем в 1772 г. появились специализированные кредитные учреждения – сохранные кассы (принимали вклады и выдавали ссуды под залог ипотеки), ссудные кассы (вклады, ссуды под залог драгметаллов) В 1775 г. были созданы приказы общественного призрения (прием вкладов, ссуды под залог недвижимости).
В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы, в результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.
Денежно – кредитное регулирование осуществляли:
а) центральные партийные и государственные органы, В обязанности которых входило издание нормативных актов, утверждение сводного кредитного плана, процентных ставок по активным и пассивным операциям, проведение реорганизации кредитной и денежной систем;
б) Госбанк СССР, который осуществлял оперативное регулирование денежно-кредитных отношений в стране, денежного оборота и налично-денежного обращения в рамках утвержденных директив; издавал инструкции и методические указания для организации кредитования, расчетов, планирования, контроля, учета, анализа.
С началом реформ в 1990-х годах на базе Российской республиканской конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк РСФСР, который после упразднения Государственного банка СССР стал выполнять его функции и получил его имущество на территории РСФСР. С принятием в декабре 1990 г. закона о Центральном банке РСФСР банк стал выполнять функции выпуска и изъятия денег из обращения.
Важнейшей функцией Центрального банка России стала разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Проблемы:
На протяжении II квартала 2013 г. годовой темп прироста потребительских цен оставался выше верхней границы целевого диапазона. Динамика инфляции была обусловлена прежде всего ростом цен на продовольственные товары и динамикой отдельных регулируемых цен и тарифов. При этом темпы роста цен на непродовольственные товары в указанный период продолжали замедляться. Базовая инфляция в годовом выражении изменялась в рамках узкого диапазона, при этом ее помесячные темпы демонстрировали тенденцию к снижению. По оценкам Банка России, при сохранении основных параметров денежно-кредитной политики, а также при отсутствии негативных шоков на рынке продовольствия темпы роста потребительских цен могут вернуться в рамки целевого коридора в среднесрочной перспективе. Вместе с тем превышение инфляцией целевого диапазона в течение продолжительного периода времени может оказать влияние на ожидания экономических агентов, что является источником инфляционных рисков. Кроме того, сохраняются внешние риски, связанные с ухудшением платежного баланса и динамикой обменного курса рубля.
В первом полугодии 2013 г. в условиях слабого внешнего спроса и низкой инвестиционной активности происходило замедление экономического роста. При этом динамика потребительских расходов, несмотря на замедление темпов их роста, оставалась ключевым фактором поддержания внутреннего спроса. Увеличение численности занятых, повышение реальных располагаемых доходов населения и высокие темпы потребительского кредитования поддерживали позитивную динамику потребительского спроса. По оценкам Банка России, в 2013 г. складываются предпосылки для формирования умеренного отрицательного разрыва выпуска. Текущее и прогнозируемое соотношение фактического и потенциального выпуска указывает на отсутствие предпосылок к росту инфляции со стороны спроса.
Проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения
От того как реализуется в стране денежно-кредитная политика зависит ее экономическое развитие. С начала 1980-х гг. денежно-кредитная (монетарная) политика становится главным регулятором рыночной экономики. Поэтому реализации денежно-кредитной политики в стране уделяется большое внимание. В последнее время денежно-кредитная и эмиссионная политика Банка России вызывает критику со стороны экспертов и деловых кругов. Несколько лет лучшие российские макроэкономисты, такие как М. Делягин, В. Катасонов, М. Мусин, С. Губанов, М. Хазин, Ю. Болдырев и учёные РАН академики Н. Петраков, С. Глазьев, с цифрами в руках доказывают, что на 80% причиной инфляции в стране является немонетарный фактор, который не связан с увеличением предложения денег в экономике. Инфляция в России носит немонетарный характер и не обусловлена переполнением каналов денежного обращения. Необоснованный рост цен и падение уровня жизни населения связаны с неконтролируемым ростом тарифов естественных и псевдоестественных монополий, коррупцией, монополизированностью экономики в целом и оптово-розничной торговли в частности, плачевным состоянием основной инфраструктуры, устаревшими производственными и управленческими технологиями.
Несмотря на рекомендации видных ученых-экономистов, представителей бизнеса, Банк России снова проводит денежно-кредитную политику, цели которой не соответствуют интересам российской экономики.
Реализация денежно-кредитной политики в лице руководства Банка России привела к тому, что рост экономики снизился и близок к застою, а сам банк превратился в "валютный обменник", тем самым закрепляя для страны положение "сырьевой колонии".
Условия, в которых Банку России приходится проводить денежно-кредитную политику, связаны с крайней неустойчивостью и изменчивостью условий развития экономики страны. И все же Банк России не изменяет курс денежно-кредитной политики, которая выявила ряд нерешаемых проблем.
Денежно кредитная политика Банка России направлена на решение проблемы связанной с инфляцией, анализ которой учитывает только монетарные факторы и уровень спроса. Когда практически во всех странах мира основу денежно-кредитной политики составляют стимулирующие меры, прежде всего, рост государственных расходов и смягчение денежно-кредитной политики (Центральный банк это лишь констатирует).
Курсовая политика Банка России направлена на стабильность обменного курса и продолжающееся реальное укрепление рубля. В результате увеличился импорт машиностроительной продукции (уже более 50% всего импорта) и стабильный экспорт энергоносителей (более 65% всего экспорта).