Денежно кредитная политика в Казахстане и Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы моей курсовой работы “Кредитно-денежная политика в долгосрочном и краткосрочном периоде в развивающихся странах” исходит из того что;
во-первых: проведение денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования.
во-вторых: на мой взгляд, денежно-кредитная политика играет ключевую роль в достижении макроэкономической стабильности в развивающихся странах и странах переходящим к рыночным отношениям, где, как известно, существует нестабильность основных макроэкономических показателей, а особенно инфляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Денежно-кредитная политика ЦБ Узбекистана 5
Цели и результаты кредитно- денежной политики Узбекистана в 2004 г 7
Денежно-кредитная политика в Казахстане и задачи на 2005 г. 10
Узбекистан предложения 15
Казахстан предложение 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Использованная литература и Интернет ресурсы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика в Казахстане и Узбекистане.rtf

— 186.30 Кб (Скачать файл)
  • Устойчивое состояние бюджета
  • Гарантии макроэкономической стабильности
  • Стабильность финансовой системы
  • Независимость Центрального Банка
  • Достаточное понимание взаимосвязей между инструментами ЦБ
  • Информационная открытость

 

В 2002-2004 годах денежно-кредитная политика НБК была направлена на обеспечение внутренне и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно кредитной политики было удержание инфляции в пределах 5-7 % в 2002 году и в пределах 4-6% в 2004 году Для достижения  поставленных целей ЦБК использовал в качестве своего   основного инструмента операции на открытом рынке и переучетные операции с векселями

В долгосрочном периоде это привело к росту денежной базы на 24%. Это мультиплицировало прирост денежной массы на уровне 700 млрд. тенге.. На конец 2004 года инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции в этих пределах способствовал Существенный экономический рост, сопровождаемый высоким потребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2000 года по 2004 ВВП в реальном отражении вырос на 69% при увеличении реальной заработной платы на 60% и инвестиций в основной капитал- более чем в 5,5 раза.

Однако сохранению инфляции в экономике способствовал значительный рост денежных агрегатов. Следствием высокого потребительского спроса было увеличение наличных денег в обращении на 59% до 379,3 млрд.

Чтобы не допустить  значительного укрепления реального обменного курса тенге, а также для сглаживания колебаний курса НБК участвовал на внутреннем валютном рынке в качестве покупателя.

  Всего ха 2004 год объем чистой покупки иностранной валюты НБК составил 3,6 млрд. долларов США. В результате за 2004г чистые международные резервы НБК увеличились на 87,1% до 9,3 млрд.

  Для сдерживания темпов роста инфляции НБК в 2004г предпринимал меры по усилению регулирующих воздействий официальных ставок. Для повышения роли ставки рефинансирования с 2004г переучет векселей производится в соответствии с официальной ставкой рефинансирования.

      Цели и возможные результаты монетарной политики в 2005г. 

            Исходя из сложившейся ситуации в Казахстане и на мировых рынках нефти основной целью НБК будет обеспечение стабильности цен. Существующие в последнее время на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкомическое развитие Казахстана и в тоже время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается в избытке ликвидности банковской системы, обусловленной в том числе внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков, что ведет к быстрому росту кредитов в экономике. Положение обостряется значительным притоком иностранных инвестиций , а также ростом расходов госбюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза перегрева экономики.

    Целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции. Для достижения данной цели НБК усиливает меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики м способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Одной из мер также может быть повышение ставки рефинансирования к середине 2005г. Однако по мере снижения инфляционного потенциала в экономике предполагается постепенное её  снижение.

    Предусмотренные выше действия НБК в ближайшей перспективе будут воздействовать на ликвидность банковской системы, что совпадает с промежуточными целями проводимой НБК монетарной политики. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранению существующих темпов экономического роста.

     Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок НБК на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры НБК были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения перегрева экономики вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.

 

 

Денежно-кредитная политика за 2002-2005 Казахстан

 

2002 (оценка)

2003

2004

2005

прогноз

Инфляция

       

в среднем за год, %

6

7

6.9

3-5

Ставка рефинансирования

       

на конец года

7,5

6-7

7

4,5-6

Валовые золотовалютные резервы

       

млн. долл. США

3008

3355

3541

3673

изменение в %

16

11,5

5,5

3,7

Денежная база

       

млрд. тенге

207

237

268

304

изменение в %

18,1

14,8

12,9

13,9

Денежная масса

       

млрд. тенге

707

865

1008

1168

изменение в %

22,7

22,4

16,6

15,9

Депозиты резидентов в банковской системе

       

млрд. тенге

544

671

788

910

изменение в %

22,3

23,3

17,4

15,5

Кредиты банков экономике

       

млрд. тенге

614

767

905

1059

изменение в %

25,3

25

18,0

17,0


   Source www.centralbank.kz

 

Узбекистан предложения

       На мой взгляд, в последующих годах направление нашей кредитно-денежной политики должно меняться. Не только направление, но и её воздействие на макроэкономические показатели. Если на протяжении 14 лет наш ЦБ проводил жесткую денежно-кредитную политику, ориентированную на подавлении инфляции и укрепления Сума, то теперь она должна быть направлена на стимулирование инвестиции и экономического роста. Мы не должны останавливаться на достигнутых нами высокого экономического роста 7,7, напротив нам надо совершенствоваться и улучшать нашу банковскую систему.

    Несомненно, проводимая политика заметно снизило инфляцию с 30% в 1994г до 3,7 на конец 2004г. Такой инфляции можно позавидовать, но не пора ли и подумать о не менее важных показателях? Основной целью нашего ЦБ в проводимой им монетарной политики,  на мой взгляд, должна стать привлечение как местных так и иностранных инвестиций, путем снижения ставок коммерческих банков на предоставляемые им кредиты и создания более выгодных условий на их пользование. Хоть это и может обернуться нам не большой инфляцией скажем в пределах 4-8% для такой динамично развивающейся страны как Узбекистан это вполне допустимые пределы и не приведёт к серьёзным осложнениям тем более что у нас проводится сильная социальная политика. Постоянное сдерживание инфляции имеет свои минусы. Во первых это сдерживает потребительский спрос а следовательно и производство, что в свою очередь приводит к сокращению рабочих мест и безработице. Жертвуя небольшой инфляцией и относительно не большой девальвацией сума наш ЦБ должен придерживаться долгосрочных целей, т.е стимулирование инвестиций, создание рабочих мест и увеличение выпуска продукции. Только добиваясь одних целевых показателей и не жертвуя другими нам не достигнуть в последующих годах высоких темпов роста.

      С другой стороны жесткая политика ЦБ дала нам одну из самых низких инфляций в Центральной Азии и в мире в целом, но ценой чего? Очевидно что у нас безработица, бегство рабочей силы в соседние республики и самое худшее для нашей страны низкий уровень инвестиций, что чревато своими последствиями в долгосрочном периоде.

    Проводя жесткую кредитно-денежную политику наш ЦБ стремится укрепить национальную валюту Сум и сделать её для населения предпочтительней доллару или другим иностранным валютам. На мой взгляд наш ЦБ не может ожидать того что наш народ будет хранить свои деньги в банках. Куда более выгодней купить стадо овец, чем вкладывать в банк под мизерные проценты а ещё если и учесть инфляцию. Частично это потому что у нас в стране еще не достаточно развита финансовая система, частично еще и от сложившихся у нас традиций все свои сбережения, хранимые в чулках, тратить разом на торжества и выполнение обрядов.

    Что касается применяемых нашим Центральным Банком инструментов, то как известно его арсенал немного беден. В связи с неразвитостью рынка ценных бумаг, наш ЦБ не может проводить активную политику по купле и продаже ГКЦ. Следовательно нам надо развивать быстрыми темпами ранок ценных бумаг, и увеличивать операции на открытом рынке который является наиболее рыночным инструментом в проводимой ЦБУ денежно-кредитной политики.

 

 

Казахстан предложение

     Что касается Казахстана, то сложившееся на мировых рынках нефти ситуация в целом благоприятствует развитию Казахстана, учитывая что он является одним из крупнейших её экспортёров в центральной Азии. В целом ожидается, что в этом году экономический рост Казахстана будет выше 2004г из-за высоких цен на нефть. Экспорт нефти приведёт к большому притоку иностранной валюты в республику. На столько большому что даже есть предположение перегрева экономики. Поэтому, на мой взгляд ЦБ Казахстана должен ужесточить проводимую им кредитно-денежную политику. Тем более что в долгосрочном периоде это приведет к снижению инфляции и укреплению национальной валюты. На этой экономике низкая инфляция не сильно повлияет на уровень безработицы, тем более что большая часть привлекаемых инвестиций Центральной Азией приходятся именно на эту страну.

   В заключении мне бы хотелось бы добавить то, что развивающиеся страны при разработке своей собственной кредитно-денежной политики не должны в слепую копировать опыт и результаты своих соседей и других развивающихся и развитых стран. Одна и та же кредитно-денежная политика может привести к абсолютно разным результатам. Это исходит прежде всего из предпосылок вынуждающих ЦБ проводить соответственную монетарную политику

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В моей курсовой работе была проделана следующая работа:

  1. Была описана макроэкономическая ситуация для каждой страны до проведения соответствующей кредитно-денежной политики
  2. Была представлена относительная эффективность инструментов применяемых ЦБ Узбекистана и Казахстана в регулировании предоставляемых кредитов и денежной массы в обращении.
  3. Были отмечены результаты проводимой монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  4. Было сделано предложение для проведения монетарной политики.

 

  В поделанной курсовой работе, я пришел к следующим выводам:

Во-первых: любое государство как развитое так и развивающее должно придавать большое значению ЦБ и проводимой им денежно-кредитной политики. ЦБ должен быть полностью независим в проводимой им политики. При этом важно учесть, чтобы цели правительства не противоречили проводимой ЦБ кредитно-денежной политики. Плачевный опыт ЦБ Бразилии и Аргентины показал необоснованность и однобокость целей  правительства. В целях привлечения инвестиций правительство принуждало ЦБ снижать процентные ставки по кредитам что противоречило проводимой ЦБ политики инфляционного таргетирования, где главной целью ЦБ была направлена на подавления инфляции. Еще долгое время пришлось Аргентине и Бразилии восстанавливаться после процессов гиперинфляции.

Во-вторых: в процессе осуществления денежно-кредитной политики ЦБ должен стараться обеспечить необходимое расширение кредитов и размеров денежной массы, соответствующих долгосрочным нуждам  растущей экономики развивающихся стран, соблюдая при этом стабильность внутренних цен. В более короткий период денежно-кредитная политика не должна допускать нежелательных инфляционных или дефляционных процессов.

 

В-третьих: наиболее важной целью денежно-кредитной политики должно быть стабильность цен, при обеспечении которой создаются условия способствующие экономическому росту. Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики в развивающихся странах, необходимо чтобы органы денежно-кредитного регулирования определили приоритеты, цели и пути их достижения опираясь на опыт развитых и успешно развивающихся стран.

 

В-четвертых: Перед проведением денежно-кредитной политики как мощного инструмента регулирования экономики, должна быть дана объективная оценка сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере и в экономике в целом. Органы разрабатывающие и оценивающие денежно-кредитную политику должны постоянно контролировать развитие событий в экономике.

     Так же необходимо отметить, что эффективность применения типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем насколько дестабилизация денежного обращения вызвана чисто монетарными, а не общеэкономическими или политическими причинами. Только поняв причины дестабилизации экономики можно проводить успешную денежно-кредитную политику как в развивающихся так и развитых странах.

 

Использованная литература и Интернет ресурсы

 

  1.  Узбекистан по пути углубления экономических реформ. И. А. Каримов
  2. Узбекистан на пороге 21 века. И.А. Каримов
  3. Деньги и финансовые рынки. А. Чжен
  4. Деньги и банковская система А. Долан

Информация о работе Денежно кредитная политика в Казахстане и Узбекистане