Дифференциация доходов населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Краткое описание

Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последних восемнадцати лет, привели к сильному расслоению населения по уровню доходов, и явление дифференциации, таким образом, не просто имеет место, но приняло острое течение. Доходы населения являются важнейшим элементом воспроизводственной системы. Они определяют качество индивидуального воспроизводства, являются стимулом к производительному труду.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……………...3
1 Причины дифференциации доходов населения ……....…………….……............4
2 О дифференциации заработной платы в Российской Федерации………...…......5
3 Пути решения проблемы дифференциации доходов населения………..….…...13
Заключение……………………………………………………………………….......15
Список использованной литературы………………………………………...……..16

Вложенные файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Различны  размеры заработной платы работников в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа: от полуторократного соотношения  между наибольшими и наименьшими  заработками в Приволжском федеральном  округе до трехкратного соотношения - в Уральском федеральном округе. При этом в I полугодии 2011г. разница  между наибольшей и наименьшей среднемесячной начисленной заработной платой в  Приволжском федеральном округе составляла 6 тыс.рублей, тогда как  в Уральском федеральном округе - 27 тыс.рублей.

3. Покупательная  способность заработной платы  снижается из-за несвоевременного  получения работниками заработной  платы. Несмотря на снижение  в последние годы масштабов  задолженности по заработной  плате, проблема невыплат, возникшая в начале 90-х годов прошлого столетия, еще затрагивает значительную часть работников различных видов экономической деятельности.

Сведения  о просроченной задолженности по заработной плате собираются с месячной периодичностью от организаций всех форм собственности, кроме субъектов  малого предпринимательства, основной вид деятельности которых относится  к следующим видам экономической  деятельности: сельское хозяйство, охота  и предоставление услуг в этих областях; лесозаготовки; рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг  в этих областях; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; деятельность транспорта; управление недвижимым имуществом; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и  предоставление социальных услуг; сбор сточных вод, отходов и аналогичная  деятельность; деятельность в области  культуры.

Удельный  вес видов экономической деятельности, охваченных федеральным статистическим наблюдением за просроченной задолженностью по заработной плате, составляет около 80% от общей численности работников и фонда заработной платы по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства всех видов  экономической деятельности.

Просроченной  задолженностью по заработной плате  считаются фактически начисленные  работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный  коллективным договором или договором  на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным  с банком, независимо от источников финансирования.

По сведениям  организаций, просроченная задолженность  по заработной плате, достигнув наибольших размеров на 1 октября 1998г. (88,1 млрд.рублей - без федеральных органов власти и органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства) начала постепенно снижаться и к  концу сентября 2011г. сократилась  почти в 37 раз, составив 2,4 млрд.рублей. В 2011г. наибольший размер просроченной задолженности был отмечен на 1 марта (3,0 млрд.рублей). С начала 2011г. просроченная задолженность по заработной плате сократилась на 0,5%.

На 1 октября 2011г. задолженность по заработной плате  имелась перед 93 тыс.человек (менее 1% работников по обследуемым видам  экономической деятельности), из них  две трети составляли работники  организаций сельского хозяйства  и обрабатывающих производств.

Основной  причиной задолженности по выплате  заработной платы является отсутствие у организаций собственных средств  для расчетов с работниками, удельный вес указанной задолженности  в общей сумме просроченной задолженности  на 1 октября 2011г. составлял 99,2%. Задолженность  из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов составила  соответственно 0,5%, 0,2% и 0,1%.

Кроме того, задержки по заработной плате перед  работниками возникают из-за несвоевременного финансирования бюджетных организаций, а также недополучения организациями  бюджетных средств на выполнение государственных производственных программ. Доля задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней  в общей сумме на 1 октября 2011г. составила менее 1%.

Из общей  суммы просроченной задолженности  из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 13 млн.рублей (70,2%) составляла задолженность  за выполнение государственных заказов  и оказание услуг бюджетным организациям.

 

 

 

 

3 Пути решения проблемы дифференциации доходов населения

Основной  целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние  государства на уровень доходов  носит посреднический характер, поэтому  большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов  населения.

Среди способов прямого воздействия на уровень  доходов населения и их распределение  основным является законодательное  установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с  прожиточным минимумом и, по крайней  мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр  величины минимальной оплаты труда  сможет компенсировать  рост цен. Государство  в условиях рыночной экономики влияет на уровень жизни населения через  оплату труда занятых в государственном  секторе. Заработная плата работников здравоохранения и культуры, государственных  служащих должна быть существенно увеличена, приведена в соответствие с квалификацией. Причём, в связи с дефицитом  бюджета, это повышение следует  рассматривать, как долговременную целенаправленную политику поддержания  социальной сферы и систем управления.

Также следует  не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями  средств, с целью сдерживания  инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и  банкротству потенциально эффективных  предприятий, создаёт взрывоопасную  социальную обстановку.

Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим  детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.

Особое  внимание следует уделить повышению  доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании  производства конкурентно способной  продукции. Большое значение имеет  совершенствование налоговой системы  с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.

Любое развитое общество должно обеспечить всем своим  гражданам возможность получения  жизненно важных социальных услуг, которые  предоставляются учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить  доступность таких услуг в  условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем россиянам минимальный  стандарт жилищных условий. Только такие  меры способны обеспечить необходимое  качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных  случаях.

Государственной поддержки требую также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные  средства в бюджете. На такие регионы  должны распространяться налоговые  льготы, льготы по отчислению в федеральный  бюджет.

 

Заключение

 

Несмотря на сдвиги в лучшую сторону, в нашей стране остается существенным уровень неравенства доходов  населения, превышающий уровни развитых стран мира. Выявлены основные причины  дифференциации доходов населения  России, а также дифференциация по сферам профессиональной деятельности и региональная дифференциация.

Говоря  о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и  перераспределение доходов различных  членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического  регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и  создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия  для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление различных программ помощи бедным.

В результате необходимо предпринять  несколько конкретных шагов в  экономической и социальной сфере:

  • Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.
  • Тщательный контроль за целевым использованием средств, выделенных для помощи малоимущим.
  • Усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.
  • Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.
  • Грамотное налоговое законодательство, чёткий контроль за уплатой налогов.
  • Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.

 

Список использованной литературы:

    1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Под ред. А. В. Сидоровича. – М., МГУ, ДИС 2007
    2. Данные сайта государственного комитета статистики www.gks.ru
    3. Кэмпбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Р. Кэмпбелл, Л. Стэнли Брю. – М.: Инфра, 2007. – 387с.
    4. Курс экономической теории/ под ред. Е. А. Киселевой, М. Н. Чепурина. – М.:Наука, 2007. – 308с.
    5. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы// Вопросы экономики. - 2006. - №2. – С.12.
    6. Мэнкью Грегори Принципы экономикс/ Питер,2006. – 493с.

 


Информация о работе Дифференциация доходов населения в РФ