Доходная база бюджета муниципального образования и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта, выявить принципы формирования доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность финансов муниципального образования;
- изучить основные доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения;
- дать общую характеристику Нижнекамского муниципального района;
- рассмотреть итоги исполнения бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 года по доходам;
- исследовать доходы бюджета города Нижнекамска, предусмотренные на 2010 год;
- выявить проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств муниципальных образований.

Содержание

Введение
1. Бюджет муниципального образования: понятие, доходы и пути их повышения
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Доходы бюджетов муниципальных образований
1.3 Пути повышения доходов муниципальных образований
2. Доходная база бюджета муниципального образования на примере рабочего поселка Сараи
2.1 Общая характеристика муниципального образования рабочий поселок Сараи
2.2 Бюджет муниципального образования рабочий поселок Сараи за 2009 г.
3. Проблемы реформирования муниципальных финансов
3.1 Проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств
3.2 Проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Доходная база бюджета муниципального образования и пути ее укрепления.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения бюджета выступают как определенный процесс, который получил название бюджетного процесса.

Согласование бюджетных интересов происходит, прежде всего, между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как правило, наиболее широкие полномочия органов местного самоуправления в области бюджета предусмотрены в странах с федеративной системой организации власти, поскольку в основу построения финансовой системы также положен бюджетный федерализм. Роль центральных органов власти, как правило, сводится к установлению общих принципов налогообложения и предельных норм налогообложения [7, C. 19].

Грамотно построенный бюджетный процесс должен, прежде всего, исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет - лишь механизм реализации целей развития территории.

Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.

Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:

1) Обязательные расходы. К этой  группе относят расходы на  финансирование отраслей городского  хозяйства, связанные с поддержанием  определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования  данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.

2) Необязательные расходы. К этой  группе расходов относят расходы  на мероприятия краткосрочного  характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.

Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий. Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться. Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.

1.2 Основные доходы бюджетов  муниципальных образований

 

Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.

С точки зрения способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти можно выделить три основных вида:

1. Система надбавок и отчислений.

2. Система размежевания доходных  источников между государством  и местным самоуправлением по конструкции налогов.

3. Система размежевания доходных  источников между государством  и местным самоуправлением по  видовому признаку.

Первая система предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти. Подобная система применяется сегодня в нашей стране и обладает рядом существенных недостатков. Прежде всего, она предусматривает наличие регулирования бюджетов на всех уровнях. Наиболее простым способом увеличения собственных доходов становится перераспределение доходных источников между уровнями власти, что в свою очередь неизбежно приводит к конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета [12, C. 22].

При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета. Наконец, данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников. Не улучшают данной системы и попытки ее совершенствования через разрешение введения региональных и местных надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.

Несколько модифицирует первую систему разграничение доходов между органами власти через различную конструкцию налогов вторая система. В данном случае и государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.

Наиболее распространена в странах с развитым местным самоуправлением третья система, предполагающая разграничение и закрепление доходных источников за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако достаточно сложным оказывается механизм разграничения доходных источников по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за вполне определенными уровнями власти.

Предполагается, что в основу закрепления доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:

1. Желательно соответствие видов  доходных источников предметам  ведения органов местного самоуправления. Так, например, в большинстве стран земельный налог отнесен к доходным источникам местных властей.

2. Поскольку право на местное  самоуправление выступает не  как право личности, а как коллективное  право, то за органами местного  самоуправления должны закрепляться, прежде всего, налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. Примером может служить налог с владельцев транспортных средств. В то же время, исходя из изложенного выше принципа, для регулирования лучше использовать личные налоги, которые взимаются государством с граждан. Так, в большинстве стран мира регулирующим является подоходный налог.

К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники дохода: городскую и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы), различные виды пошлин и сборов.

Городская и земельная рента активно применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления [8, C. 34].

Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.

Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Однако применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий. Прежде всего, от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. Для менее сильных (экономически) муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются солидные гарантии.

 

1.3 Пути повышения доходов  муниципальных образований

Основной для российских муниципалитетов Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует в полном объеме уже почти год. Но муниципальное законодательство еще нуждается в существенной доработке. Главное, в чем действительно нуждаются в настоящее время муниципалитеты – это стабильность законодательства и гарантии отсутствия масштабных изменений, которые могут привести к перестройке уже налаженной работы.

Больше всего вопросов вызывает финансовое обеспечение местного самоуправления. Одна из ключевых проблем связана с тем, что закрепленные на сегодняшний день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований порождает иждивенческие настроения. К чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов?! Бесспорно, есть ряд определенных муниципальных образований, которым дотации жизненно необходимы. Им просто не заработать средств в местный бюджет, необходимых для нормального существования. Но, вместе с тем, есть муниципалитеты, которые хотят и могут зарабатывать, пытаются это делать, но ограничены действующим законодательством.

Например, муниципалитеты не могут в полной мере распоряжаться имуществом и землей. Законодательные ограничения в этом случае приводят к резкому сокращению возможностей для развития бизнеса на территориях муниципальных образований. Одним из самых сложных вопросов остается вопрос разграничения собственности на землю. Например, распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, сплошь и рядом передается от областных центров в субъекты РФ, а от городских и сельских поселений - в муниципальные районы.

Строительство жилья или новых предприятий ведется на территории конкретных поселений. Между тем, в ряде субъектов земли в собственность поселений не переданы. Это негативно сказывается на налоговой базе поселений и не дает возможностей для развития экономики. Кроме того, сегодня муниципалитеты фактически отстранены от процедур кадастровой оценки земли. Межевание, оформление земельных участков, присвоение им кадастровых номеров производится на уровне субъекта. Это в корне неверно, порождает огромные очереди в соответствующих инстанциях, ведет к неудобству жителей и предпринимателей [13, C. 226].

Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с ФЗ-131 в местной собственности остается только имущество, необходимое для осуществления соответствующих полномочий. Соответственно, свободных помещений, которые могли бы сдаваться в аренду, передаваться предпринимателям, остается все меньше. Да и сам процесс перераспределения имущества между уровнями публичной власти оказывается крайне сложным и затратным, что создает неопределенность и усложняет работу муниципалитетов.

Таким образом, формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития МСУ. Один из таких шагов - законопроект ФЗ № 224115-5 «О внесении изменений…», который разработан совместными усилиями депутатов Государственной Думы - членов комитетов по вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам, Министерства финансов, Минрегиона, других заинтересованных ведомств и принят Государственной Думой в первом чтении.

В этом законопроекте предусмотрены изменения Бюджетного кодекса РФ, направленные на совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, и определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов. Если законопроект будет одобрен в нынешней редакции, бюджетный процесс в муниципальных образованиях будет зависеть от уровня финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Сегодня же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам и муниципальным служащим, вводить дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых допускается только за счет собственных доходов, так как объем финансовой помощи составляет около 60 процентов от доходов местных бюджетов.

Кроме того, предлагается не включать в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении названных ограничений, не только субвенции, но и межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения при передаче их либо от поселений муниципальным районам, либо, наоборот, в соответствии с соглашениями, заключенными между муниципальными образованиями. Осуществляется также корректировка механизма предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Уточняется порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено не к полномочиям, а к праву органов МСУ.

Информация о работе Доходная база бюджета муниципального образования и пути ее укрепления