Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состава и структуры доходов России, а также их распределение.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие федерального (государственного) бюджета, его функции;
изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов России;
посмотреть зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета на примере США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование доходов в Российской Федерации……………………5
1.1. Государственный бюджет и его функции…………………………………..5
1.2. Доходы федерального бюджета……………………………………………..8
Глава 2. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации…………………………………………………………..…..11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………....11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ……………..………..…14
Глава 3. Формирование доходов за рубежом на примере США ……………..17
Глава 4. Проблемы формирования и распределения доходной части бюджета и пути их решения……………………………………...........................22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение «Состав доходов федерального бюджета РФ»……………….…32
Приложение «Основные показатели федерального бюджета США»………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1. Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг4

Доходы

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

Млрд. Руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Всего

5046,1

100

6965,3

100

6673,2

100

7416,2

100

8035,2

100

Налоговые доходы

2444,3

48,44

3212,4

46,12

3331,3

49,92

4098,2

55,26

4662,4

58,03

Неналоговые доходы

672,4

13,33

797,5

11,45

910,9

13,65

965,6

13,02

1029,1

12,81


 

Как видно из таблицы 1.1. за период 2006-2010 гг. доля налоговых доходов увеличилась почти на 10%. До 2007 г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г – 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего в 2010г. – 58,03% от всех доходов федерального бюджета.

Глава 2. Структура  доходов федерального бюджета Российской Федерации

 

2.1. Налоговые  доходы федерального бюджета  Российской Федерации

Первая и основная часть доходов федерального бюджета  – это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более половины всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 2007 по 2010 гг. неуклонно растет, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.1.

Перечень федеральных  налогов и сборов определен в  ст.13 НК РФ:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.5

При этом разные налоги в  разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета (табл. 2.1.)

Как видно из таблицы 2.1., основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы. В сумме эти два налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2006 г. его доля составила 66,8%, а в 2010 г. – 68,5% от общего объема налоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 2.1. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.6

Налоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Налог на прибыль организаций

14,11%

18,07%

16,01%

14,24%

13,65%

Налоги на Т, Р, У, реализуемые  в РФ в т.ч.

49,60%

46,23%

42,15%

46,71%

47,33%

НДС

92,70%

92,84%

91,49%

92,79%

92,78%

Акцизы

7,30%

7,16%

8,51%

7,21%

7,22%

Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч.

21,78%

22,21%

26,69%

25,13%

25,37%

НДС

95,93%

97,14%

96,79%

96,82%

96,83%

Акцизы

4,07%

2,86%

3,21%

3,18%

3,17%

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами  в т.ч.

1,22%

1,20%

1,10%

0,96%

0,80%

НДПИ

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

НДПИ прочих

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

Регулярные платежи  за добычу ПИ при разделе продукции

11,14%

33,00%

32,22%

37,47%

33,53%

Водный налог

46,21%

35,85%

35,56%

31,73%

32,81%

Сборы за пользование  объектами животного мира и ВБР

15,67%

12,08%

12,76%

11,81%

12,50%

Гос. Пошлина

0,94%

0,82%

0,97%

0,84%

0,78%

Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты

12,36%

11,48%

13,08%

12,11%

12,07%

Всего налоговых доходов (млн. руб.)

2444290,00

3212587,80

3330988,30

4098347,20

4661942,90


 

Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы. В 2006 г. доля акцизов составляла 4,58% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. И в 2010г. доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов.

НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. Рассмотрим подробнее эти две группы.

Наибольшую долю налоговых  доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2006 по 2008 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности – в общем объеме налоговых доходов, а с 2008 по 2010 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.

На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2008 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2008 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.

Затем следует налог  на прибыль организаций. До 2007 года наблюдалось увеличение их доли, а  с 2008 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2007-2010 снижение доли этого налога в размере 4,42%. И в 2010г. наименьшая доля этих доходов за период 2006-2010 гг. – 13,65% от общего объема налоговых доходов.

На четвертом месте прочие налоговые доходы. Поступления от них достаточно стабильны и составляют около 12% от общего объема налоговых доходов.7

И на последнем месте  в структуре налоговых доходов  находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.

 

 

2.2. Неналоговые доходы федерального бюджета

В соответствии с новой  бюджетной классификацией неналоговые  доходы не выделяются в качестве самостоятельной  группы. Так же как и налоговые доходы, они входят в группу "Доходы" и включают согласно ст.51 п.1 БК РФ:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации  (за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- доходы от продажи  имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

- части прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - в размерах, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации;

- сборов за выдачу  лицензий на осуществление видов  деятельности, связанных с производством  и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции (за исключением сборов  за выдачу лицензий, подлежащих  зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), - по нормативу 100 процентов;

- прочие лицензионные  сборы - по нормативу 100 процентов;

- таможенные пошлины  и таможенные сборы - по нормативу  100 процентов;

- плата за использованием  лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

- плата за пользование  водными объектами, находящимися  в федеральной собственности, - по  нормативу 100 процентов;

- плата за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям  - по нормативу 100 процентов;

- плата за негативное  воздействие на окружающую среду  - по нормативу 20 процентов;

- консульские сборы  - по нормативу 100 процентов;

- патентные пошлины  - по нормативу 100 процентов;

- плата за предоставление  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  и сделок с ним, выдачу копий  договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних  сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.

Согласно п.2 ст.51 БК РФ в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных также учитываются:

- прибыль Центрального  банка Российской Федерации, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Поскольку штрафы, санкции  и т.и. составляют не столь существенную часть неналоговых доходов, можно  утверждать, что основную долю неналоговых  доходов федерального бюджета составляют доходы от использования и реализации государственной и муниципальной собственности.8

 

 

Таблица 2.3. Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.9

Неналоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Ввозные таможенные пошлины

46,19%

49,57%

54,33%

57,03%

58,38%

Вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Прочие вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Таможенные сборы

2,89%

2,49%

2,27%

2,27%

2,29%

Дивиденды по акциям и  доходы от прочего участия в капитале

3,05%

3,02%

3,75%

3,34%

3,11%

Прочие неналоговые  доходы

34,27%

35,58%

32,02%

30,25%

29,31%

Целевые отчисления от всероссийских  гос. Лотерей

0,01%

0,06%

0,14%

0,22%

0,26%

Всего неналоговых доходов (млн.руб.)

672449,8

797548,2

910613,3

965263,6

1029320,8


 

Из таблицы 2.3. видно, что наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, т.е. в период 2006-2010 они увеличатся на 12,19%. И в 2010г. достигнуть наибольшего значения – 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2006г. – 46,19%.

На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. – 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее в 2010г. – 29,31%.

Затем следуют вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов – на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.– увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.

Глава 3. Формирование доходов за рубежом на примере  США

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Налоговая система США сложная и разнообразна. Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга. Например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

Виды взимаемых налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням  так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Основные показатели федерального бюджета США представлены в приложении 2 .

Некоторые виды налогов взимаются  в США на всех трех уровнях государственной  системы, другие – лишь на одном или двух уровнях. В этом состоит одна из особенностей не только налоговой системы, но и системы бюджетного регулирования в США.

На каждом из трех уровней  взимаются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина налоговых ставок, порядок и сроки взимания определяются на каждом уровне по-своему. Структура доходной части бюджета каждого из уровней обладает существенными отличиями. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения.

Информация о работе Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом