Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Объектом исследования выступает государственный бюджет Республики Беларусь.
Предметом исследования настоящей работы являются доходы и пути увеличения государственного бюджета Республики Беларусь.
В качестве методов исследования выбраны синтез и анализ полученных результатов, их группировка и сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………….. 5

1.1. Понятие Государственного бюджета……………………………………….5
1.2. Государственный бюджет Республики Беларусь…………………………..6
1.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………………..9

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….11

2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета……………….11
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь……………………………………………… 14

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Гос бюджет.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 


 


РЕФЕРАТ 
 
Тема курсовой работы 
 
«Доходы государственного бюджета и пути их увеличения» 

Работа содержит: 37 страниц, 13 использованных источников литературы. 
       Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная политика, налоговая политика, государственные доходы, государственные расходы, бюджетный дефицит, финансирование дефицита. 
       Целью данной курсовой работы являются анализ и рассмотрение бюджетной политики,    ее динамики, основных направлений и методов. 
       Объектом исследования выступает государственный бюджет Республики Беларусь. 
       Предметом исследования настоящей работы являются доходы и пути увеличения государственного бюджета Республики Беларусь. 
       В качестве методов исследования выбраны синтез и анализ полученных результатов, их группировка и сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4  
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………….. 5 
 
1.1. Понятие Государственного бюджета……………………………………….5 
1.2. Государственный бюджет Республики Беларусь…………………………..6 
1.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………………..9 
 
2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….11 
 
2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета……………….11 
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая  
политика в Республике Беларусь……………………………………………… 14 
 
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 26 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 37 
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В  условиях  переходной   экономики   усиливается   роль   бюджета   в  
регулировании воспроизводственных процессов,  происходит  активизация  всей системы  бюджетных  отношений.   Бюджет   становится   одним   из   главных инструментов в проведении  финансовой  политики  государства,  а  бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Центральным показателем государственного  бюджета  является  величина его доходов. Сумма  доходов  определяет  расходы  государства  на  развитие экономики, темпы  экономического  роста  и  уровня  благосостояния страны. 
      Цель - курсовой работы заключается в том, чтобы  на  основании  учебной литературы,  периодических  изданий  и  статистического  материала изучить доходы государственного бюджета  в  условиях  рыночной экономики; выявить положительные  тенденции  в  формировании  финансовых ресурсов на уровне государства; дать оценку происшедшим изменениям в составе  доходов  бюджета за последние годы. 
Предполагается рассмотрение таких вопросов как: сущность бюджета и его  
значение в функционировании  государства,  особенность  бюджета  Республики Беларусь на современном этапе. 
Далее определяются принципы формирования доходов бюджета и их  состав, в который входят: налоги, неналоговые платежи и  доходы  целевых  бюджетных фондов.

Так как налоги  являются  основным  источником  пополнения бюджета, считается целесообразным рассмотреть их в следующей  классификации:  прямые налоги; косвенные налоги; местные налоги и сборы. 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ 
     
    1.1. Понятие Государственного бюджета

 

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни  
одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и  
многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления  
расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и  
территориям, является конкретным выражением экономической политики  
государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

    1. Государственный бюджет Республики Беларусь

 

Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом  
государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает  
политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.

В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:

    • Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
    • Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц [6, с. 5].
    • Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
    • Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на  
      сбалансирование и развитие экономики.
    • Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но  
      по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

Законом РБ «О республиканском бюджете РБ на 2009 год» от 13 ноября 2008 года № 450-3 был утвержден республиканский бюджет  
по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого  
объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер  
дефицита бюджета на 2009 год был установлен в сумме 2 800 000 000 тыс.  
рублей [8, ст.1].

Вообще, оценивая бюджет на 2009 год, становится очевидным, что правительство вносит некоторые коррективы в экономическую политику и несколько по-иному определяет приоритеты своих действий в текущем году.

 В прошлые годы основной  акцент делался на росте объемных  показателей – ВВП, промышленного  производства, инвестиций. И эти  показатели, например, в 2008 году были достаточно высоки. В меньшей степени уделялось внимание финансовой стабилизации. Росла инфляция, курс национальной валюты падал, и как следствие – начали снижаться объемные показатели, темпы роста денежных доходов населения. 
В нынешнем же бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности. Бюджет на 2009 год предполагает сравнительно небольшой рост ВВП (2 – 3 %), промышленного производства, инвестиций в основной капитал. Еще в меньшей степени закладывается рост объема внешней торговли – 1 - 2 %, реальных денежных доходов населения – 1 %.

Существует мнение, согласно которому Закон о бюджете на 2009 год (как, впрочем и на предыдущие годы), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это скорее всего, технический документ, который важен для Министерства Финансов, чтобы более менее сбалансировано проводить финансирование секторов экономики. 
И все же, заметно, что при подготовке бюджета 2009 года правительство  
несколько по-иному подошло к выбору приоритетов, сделав основной упор не на достижении максимальных количественных показателей роста экономики, а на обеспечении прежде всего, финансовой стабилизации. И пусть заложенные в прогнозе показатели далеки от того, чтобы действительно говорить о стабилизации, тем не менее, в этом направлении сделан важный шаг.

 

 

    1. Бюджетная политика Республики Беларусь

 

Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и  
реализация подходов по формированию основных доходных источников,  
определению приоритетов в финансировании государственных расходов и  
регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное  
регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов  
производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах  
экономики, социальную защиту населения.

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным  
инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета.

В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. 
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики [9, с.  
28].

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в  
частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

 объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  государственного бюджета;

 уровень монетизации бюджетного  дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

 динамику валового внутреннего  продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним  
актов о бюджете.

 Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения