Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Объектом исследования выступает государственный бюджет Республики Беларусь.
Предметом исследования настоящей работы являются доходы и пути увеличения государственного бюджета Республики Беларусь.
В качестве методов исследования выбраны синтез и анализ полученных результатов, их группировка и сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………….. 5

1.1. Понятие Государственного бюджета……………………………………….5
1.2. Государственный бюджет Республики Беларусь…………………………..6
1.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………………..9

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….11

2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета……………….11
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь……………………………………………… 14

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Гос бюджет.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета 

Доходы   бюджета   -   часть   централизованных   финансовых   ресурсов  
государства,  необходимых  для  выполнения   его   функций. Они  выражают экономические  отношения,  возникающие  у   государства   с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости  общественного продукта и национального дохода. Формой  проявления  этих  отношений  служат различного  вида   платежи предприятий,   организаций   и   населения   в государственный  бюджет,  а  их  материально- вещественным  воплощением   - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с  одной стороны,  являются   результатом  распределения   стоимости   общественного продукта между различными участниками  воспроизводственного  процесса,  а  с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной  в  
руках государства стоимости, ибо  последняя  используется  для  формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в  бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей  массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в  основном  базировались на денежных накоплениях  этих  предприятий.

  Переход  на  рыночные  системы хозяйствования потребовал использования экономических  методов  руководства общественным производством,  а  неэффективность  применявшихся  ранее  форм  
мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет  обусловило  коренное изменение  системы  доходных  поступлений.  Она  стала  строиться  на  базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были  переведены на правовую основу, регулируемую законом. 
При  формировании  доходов  основного  финансового  плана   государства  
(регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса.

Это дает основание  рассматривать  доходы  как  экономическую  категорию  - совокупность денежных отношений по поводу  изъятия  и  централизации  части финансовых   ресурсов   в   бюджет. Такие   отношения  всегда    имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство  для  образования  доходов  своего бюджета  вступает  в  финансовые  взаимоотношения  с  отдельными   звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под  воздействием многих  объективных  и  субъективных  факторов,  среди  них  первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных  сил,  производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие  на  доходы  имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная  ситуация,  экономическая политика  в  данном  периоде, выбранные  приоритеты   развития   общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом  случае  главное  
 назначение   мобилизованных   доходов   -   создание устойчивой  финансовой  базы,  позволяющей  органам  власти   всех   уровней управления  осуществлять  свои  функции,  удовлетворять  общегосударственные потребности.

Назначение доходов -  покрыть  расходы  бюджета.  Но  при  этом  
необходимо  найти  такие  формы  финансовых  взаимоотношений  с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет,  которые  бы  стимулировали повышение  производительности   труда,   рациональное  использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается  не  только  фискальное назначение  доходов,  но  и   их   стимулирующая  функция,   обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части  бюджета.

В   экономической   литературе   выделяют   следующие   основные    принципы формирования доходов государства:

1. Обусловленность     конкретных    видов    платежей,  существующими  
экономическими и социально-политическими факторами, постоянным  
 совершенствованием   системы   бюджетных   доходов   в       соответствии  
  с потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в  
размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов  роста  
экономики и реализации социальных программ;

2. Обязательное изъятие (полное  или частичное) в бюджет, которое  не  связано с трудовыми усилиями предприятия. Эти принципы обусловлены  методами  хозяйства,  формами  собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно-хозяйственных пропорциях.

Таким образом, Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа.

 

2.2. Формирование доходной части  государственного бюджета и налоговая  политика в Республике Беларусь

 

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого  
международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет: 
Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы. 
Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде  
различных налогов и сборов. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

 К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; экологический налог; налог на недвижимость; таможенные экспортные и импортные пошлины; чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

К неналоговым доходам относятся доходы: от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  
собственности; от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную  
гарантию систематического пополнения государственной казны [4, с. 174].

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на  
добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь. Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Вообще, главное назначение налогов – пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании.

 Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета. Вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое  
перевооружение производства.

Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

Вообще, формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования. 
Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в  
формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. Реальное же снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из  
налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики  
государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).

В январе-сентябре 2008 года в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом целевых бюджетных фондов, или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2008 года составило 51,5% (в январе-сентябре 2007 года – 49,4%).

Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз.

 В январе-сентябре текущего  года опережающими темпами по  сравнению с тем же периодом  прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2007 года, объем внешней торговли товарами и услугами – на 53,9% вместо 21% за аналогичный период прошлого года.

 Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за девять месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037).Динамика ежемесячных поступлений доходов в консолидированный бюджет  
представлена на рисунке 2.1.

 
 
 
   
        Рис. 2.1. Реальные темпы роста доходов консолидированного бюджета

                                      (в % к предыдущему месяцу)

 

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов  
консолидированного бюджета, табл. 2. 1.

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения