Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Наиболее актуальным вопросом настоящего периода остается выбор оптимального пути реформирования монополизированных отраслей, играющих особую роль в экономической и социальной жизни страны. Особое внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтрольными государству и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать: 1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов; 2) проблема установления тарифов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ 6
Естественная монополия 7
Плюсы естественной монополии 8
Минусы естественной монополии 9
Способы регулирования естественно монополии 10
Нормативно-правовая основа естественных монополий 13
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ 16
Причины возникновения монополий в России и за рубежом 16
Естественные монополии в России 18
Органы регулирования деятельности
естественных монополий 22
Реформирование структуры естественных монополий 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти является наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона "О естественных монополиях". Административные методы воздействия, в отличие от гражданско-правовых, могут применять только органы регулирования естественных монополий.
На субъекты естественных монополий налагается штраф за следующие нарушения:
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
Административная
ответственность самих
Должностные
лица органов регулирования
По общеустановленному правилу решения (предписания) органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения. Если же лица, которым направлены решения (предписания), сами добровольно их не исполняют, то в действие вступает принудительный механизм исполнения через суд.
Конкретные процедуры принуждения зависят от характера неисполненного решения (предписания), то есть от того, по поводу какого нарушения Федерального закона "О естественных монополиях" оно принято:
В судебном же порядке обжалуются решения (предписания) и самих органов регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными, полностью или частично, решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае несоответствия их Федеральному закону "О естественных монополиях". Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественной монополии на время его рассмотрения и суде до вступления решения суда в законную силу.
2.4 Реформирование структуры Российских естественных монополий
В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно — монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист — гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, — это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений.
Реформирование структуры естественных монополий может принести определенную пользу. Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий одобрены Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г.
Структурная реформа наряду с другими важными моментами включает совершенствование нормативной базы регулирования естественных монополий. В частности, реформа направлена на:
Необходимость реформы вызвана негативными последствиями функционирования ранее узаконенных естественных монополий — снижением эффективности их деятельности, нерациональным использованием производственного потенциала, свертыванием и фактически отсутствием в них конкурентных отношений, хотя такие возможности и имеются. Как следствие, гигантски выросли цены в сферах, где действуют естественные монополии, что повлекло общий скачок цен на товары, создаваемые с участием продуктов хозяйственной деятельности естественных монополий.
В настоящее время в России сложилось два альтернативных подхода к реформированию:
1. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Они требуют скорейшего распространения отношений конкуренции на все отрасли экономики. В области естественных монополий это означает отделение транспортных сетей (сохраняющих монопольное положение) от производителей газа, электро и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны быть поставлены в условия конкуренции.
2.
Приверженцы второго подхода
не отрицают положительного
Как показывает опыт, разукрупнение таких гигантов, как РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС, чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и выделения шахт в самостоятельные юридические лица.
Главная цель реформирования энергосистемы — снижение затрат — принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение отрасли. РАО "ЕЭС России" предлагает полезные, но недостаточные меры: организацию отдельного учета для энергосистем, упорядочение оплаты счетов населением, устранение посредников, передачу на баланс местных органов власти объектов соцкультбыта, реорганизацию работы энергосбытовых организаций.
Идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем требует более тщательной проработки. Единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). В результате разукрупнения уровень конкуренции в отрасли вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет и неизвестно удастся ли достигнуть подобной слаженности в работе независимых региональных энергосистем.
"Газпром" способен в обозримом будущем стать мощным "локомотивом" экономики России, но лишь в качестве крупной компании (естественной монополии). Его демонополизация означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для "Газпрома", но и для страны в целом.
Реструктуризация "Газпрома" может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности, выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал "поставщиком до границы". Как только "Газпром" стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.
Существующая
организационно-
Существуют три концепции реформирования МПС: концепция, предложенная Европейским банком реконструкции и развития; концепция Министерства транспорта РФ; концепция, разработанная самим МПС, так называемая "правительственная".
Сущность последней состоит в том, что из железнодорожного транспорта в целом выделяется сектор перевозок. Он определен как конкурентоспособный и открыт для всех желающих начать здесь предпринимательскую деятельность. Предполагается развивать конкуренцию в этом секторе путем приобретения производственными предприятиями - пользователями услуг железнодорожной сети - собственного подвижного состава, создания грузовых и пассажирских компаний. Все это должно привести к конкурентному снижению транспортных издержек.
Реализация этой концепции включает три этапа:
Первый этап до 2000 г. — предусматривает создание в системе МПС унитарных грузовых и пассажирских компаний. На этой же стадии из системы МПС должна быть выведена часть заводов, предприятий строительства, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального хозяйства.