Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальным вопросом настоящего периода остается выбор оптимального пути реформирования монополизированных отраслей, играющих особую роль в экономической и социальной жизни страны. Особое внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтрольными государству и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать: 1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов; 2) проблема установления тарифов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ 6
Естественная монополия 7
Плюсы естественной монополии 8
Минусы естественной монополии 9
Способы регулирования естественно монополии 10
Нормативно-правовая основа естественных монополий 13
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ 16
Причины возникновения монополий в России и за рубежом 16
Естественные монополии в России 18
Органы регулирования деятельности
естественных монополий 22
Реформирование структуры естественных монополий 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Yestestvennaya_monopolia.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

    Второй  этап до 2005 г. — налаживание работы пассажирских и грузовых компаний.

    Третий  этап  после 2005 г. — акционирование пассажирских и грузовых компаний, перераспределение государственных и хозяйственных функций МПС, создание центральной железнодорожной компании.

    Но  предлагаемая концепция противоречит существующему законодательству, т.к. направлена на дробление железнодорожного транспорта. А в законе "О федеральном железнодорожном транспорте" записано: "Железнодорожным транспорт является единым производственно-технологическим комплексом".

    Транспортно-экспедиционная деятельность во всем мире является исключительно прибыльной формой обслуживания клиентов. Цель транспортной экспедиции — в привлечении дополнительных объемов перевозок, предоставлении дополнительных транспортных услуг и ускорении доставки грузов с освобождением грузоотправителей и грузополучателей от большого числа операций. В России же деятельность экспедиторских фирм характеризуется односторонней направленностью — они осуществляют лишь продажу и перепродажу фрахта, то есть железнодорожных тарифов на перевозки. Поэтому в этой области действительно нужны неотложные реформы. Сегодня получение транспортно-экспедиционных услуг фактически подменяется использованием права на скидку, предоставляемую МПС тому или иному экспедитору или грузоотправителю. В результате объемы скидок растут, а объемы перевозок падают.

    Естественным  монополиям присущ высокий уровень  концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение транзакционных издержек. Поэтому современная российская антимонопольная политика переносит центр тяжести с борьбы с монополиями как хозяйственными организациями, достигшими высокой степени концентрации капитала, на борьбу с злоупотреблениями монопольным положением.

    Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучив  выбранную тему, следует отметить, что по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (такие как «Газпром» и «МПС») находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

    Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а, по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву".

    Функционирование  естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.

    Подводя итог сказанному, следует  отметить, что естественная монополия-это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения, в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества.

    Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему, никогда не угаснет.

    Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего через повышение цен. Последствие этого для экономики страны самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, распространяются неплатежи и так далее.

    И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию.

    При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут реализованы на практике.

    Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации//Петрозаводск: ПетрГУ, 2002г.
  2. Андросов К.Г. Государственное регулирование естественных монополий//СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000г.- 36с.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Микроэкономика//Спб.:Питер,2003г.-256c.
  4. Грязнова А.Г. , Юданов А.Ю., Микроэкономика: теория и российская практика//М., 1999г.
  5. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В., Экономическая теория//Спб: Питер, 2006г.-240с.
  6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.. Экономикс//Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005г.-972 с.
  7. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н.Микроэкономика//Под ред. д.э.н., проф. А.В. Содоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002г. 304с.
  8. Белоусова Н.И, Васильева Е.М., Лившиц В.Н., Реформирование естественной монополии в России - законодательные аспекты//Эко.-2001г.-№4-32с.
  9. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования//Вопросы экономики.2005г.-№11-46с.
  10. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательств//Российский экономический журнал.-2000г.-№3-28с.
  11. Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика//Вопросы экономики.-2006г.-№6-47с.
  12. Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии//Вопросы экономики.-2008г.-№4-23с.
  13. http://ru.wikipedia.org/ — статья Монополия в Википедии.
  14. www.inventech.ru — статья Что такое Монополия.

Информация о работе Естественная монополия