Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа
В первое десятилетие постсоветского периода (1990-е гг.), в период глубокого кризиса российской экономики, естественные монополии, сохранявшие относительно постоянные тарифы, регулируемые правительством РФ, были гарантом хоть какой-то экономической стабильности. На фоне высочайшей инфляции, принимавшей в отдельные периоды галопирующий характер, регулируемые тарифы монополий становились практически единственным сдерживающим фактором, их размер обрел социальную значимость для населения (в результате резкого падения уровня жизни). Помимо того, общефедеральный масштаб структуры компаний-гигантов играл весомую интеграционную роль в условиях набравших ход центробежных процессов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность естественных монополий ………………………………….4
1.1. Понятие естественных монополий…………………………………………4
1.2. История возникновения и развития монополий…………………………...6
Глава 2. Естественные монополии в России…………………………………....9
2.1. История возникновения и развития монополий в России…………………9
2.2. Современные естественные монополии…………………………………..10
Глава 3. Перспективы развития естественных монополий……………............25
Заключение………………………………………………………………………26
Литература………………………………………………………………………29
В течение 2005 года проходит проработка ТЭО, результаты которого определят возможность создания новых дочерних обществ, предварительные названия которых ООО «Газпромпереработка» (консолидирует переработку газа и жидких углеводородов, в частности в него предполагается включить Сосногорский ГПЗ, Сургутский ЗСК, установку подготовки конденсата к транспорту «Уренгойгазпрома»), ООО «Газпромнефтедобыча» (добыча нефти и конденсата), ОАО «Газпромавтогаз» (сети АГНКС), а также выделение сервисных компаний. Также планируется выделить социальный сектор.
Глобальной
проблемой газовой отрасли
Для освоения новых крупных месторождений на Ямале потребуются серьезные инвестиции (как минимум 3-4 млрд. долларов в год). Между тем, основные инвестиции РАО «ГАЗПРОМ» выделяет именно на транспортную систему, в первую очередь, на строительство новых экспортных газопроводов (к 2010 г. будет пущена первая очередь Северо-Европейского газопровода в Германию, впоследствии он будет обслуживать и другие страны; продолжается строительство части объектов газопровода «Голубой поток» в Турцию).
Думаю, что без серьезных финансовых вливаний со стороны государства или иного привлечения масштабных инвестиций РАО «Газпром» не сможет продолжить освоение новых месторождений на полуострове Ямал с целью недопущения объема газодобычи в долгосрочной перспективе. Безусловно, все находится в руках государства, но разумным шагом было бы выделение транспортной инфраструктуры из РАО в самостоятельное подразделение, подконтрольное государству (фактически газовый аналог «Транснефти»). В добывающем же секторе можно было бы взять курс на демонополизацию, что при соответствующей правовой базе и гарантиях, способствовало бы привлечению частного капитала и активному притоку инвестиций для освоения новых месторождений и созданию конкуренции в отрасли.
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии c указом Президента РФ N 1403 от 17.11.1992 года и является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. Учредитель – Правительство Россииской Федерации.
За период правления М.Горбачева и Б. Ельцина в 1985-2000 гг. в России не было построено ни одного километра нефтепроводов. Кроме того, по ряду причин значительное число объектов было законсервировано или демонтировано. Фактически отрасль стояла у порога деградации и полного разрушения (средний возраст нефтепроводов составлял 26 лет). Средства массовой информации не без оснований называли компанию хозяйкой груды ржавого металлолома, разбросанного на тысячи километров. И все-таки ситуация была переломлена, и АК "Транснефть" начала развиваться. За 2000-2004 гг. было построено свыше 1,5 тыс. км нефтепроводов, сотни иных объектов, включая социальные. Помимо нового строительства, ежегодно в техническое перевооружение и обновление основных фондов компания вкладывает свыше 1 млрд. долл., а в 2005 г. на эти цели планируется направить в полтора раза больше средств. За последние пять лет прирост экспортных возможностей составил около 100 млн. т (со 142 млн. т до более чем 240 млн. т).В 2004 г. прием сырья системой «Транснефть» составил около 450 млн. т. В 2005 г. компания в состоянии обеспечить экспорт не менее 255 млн. т нефти. В данном году складывается даже небольшой избыток возможностей по транспортировке нефти на отдельных экспортных направлениях.
Согласно Энергетической стратегии, утвержденной Правительством РФ, объемы добычи нефти в 2010 и 2020 гг. должны составить соответственно 490 и 520 млн. т. «Транснефть» будет готова к транспортировке таких объемов при расширении Балтийской трубопроводной системы и начале строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан.
У проектов "Транснефти" есть оппоненты как среди нефтяных компаний, так и в других кругах. (Так компании «Лукойл» и «Юкос» стремились к строительству собственному нефтепровода с выходом на порт Мурманск). Существует и мнение, что 15-летняя практика сохранения государственного контроля над нефтепроводной системой не доказала своей эффективности. Тем не менее, компания, действуя в государственных интересах, является одной из наиболее хорошо управляемых естественных монополий, активно развивается, за последние 5 лет лидируя по объему инвестиций.
В перспективе АК «Транснефть» должна стать хорошо управляемой компанией, имеющей прозрачные затраты и обоснованные тарифы, которая сможет привлекать как внешние, так и внутренние инвестиции, в которых должны быть, в первую очередь, заинтересованы российские и иностранные нефтедобывающие компании, а также прямые капиталовложения со стороны государства. В сфере транспортировки нефти должен развиваться и частный сектор. Вероятно, он может быть представлен консорциумами крупнейших нефтедобывающих компаний, которые смогут составить достойную конкуренцию государственной АК «Транснефть», развивая новую частную транспортную инфраструктуру в дополнение к уже имеющейся государственной.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Как правило, применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах). В последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сокращались во многих равзвитых странах как в связи с технологическими нововведениями в некоторых отраслях, так и в результате появления новых теоретических подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Зачастую понятие “естественная монополия” может быть успешно применено к предприятиям с сетевой организацией хозяйства, когда содержание параллельных сетей ведет к неоправданному росту затрат на единицу производимой продукции. Лучшими примерами на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне это - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.
Отрасли естественных монополий характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта товаров или услуг, а также сложностью обеспечения свободы выбора между различными поставщиками. Свобода потребителей их продукции ограничена организационно-технологически (существующей конфигурацией и пропускной способностью сети, взаимосвязью процессов производства и потребления) и экономически (экономия на масштабах при росте производственных мощностей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественная монополия - структура, как правило, государственная, монопольно осуществляющая хозяйственную деятельность в областях, где организация такой деятельности на конкурентной основе либо невозможна, либо ведет к запредельно высоким издержкам производства.
Поскольку указанные гигантские корпорации занимают монопольное положение в своей отрасли, на первое место встает вопрос государственного регулирования их деятельности.
Согласно Федеральному Закону «О естественных монополиях» №14-ФЗ, основными задачами государственного регулирования естественных монополий являются:
- уменьшение практики использования крупнейшими корпорациями преимуществ монопольного положения в отрасли, отрицательно сказывающихся на всей экономике;
- ценовое регулирование;
- создание конкуренции;
- прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
- дальнейшая разработка нормативной базы, регулирующей отношения между участниками рынка;
- разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
- определение особенностей дальнейшей приватизации;
- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям.
Финансы естественных монополий, гигантских компаний, остаются крайне не прозрачными даже не только для акционеров и внешних наблюдателей, но и для самого руководства. Анализ издержек, финансовых потоков, расчет экономически обоснованных тарифов весьма осложнен запутанной системой внутреннего учета, системой перекрестного субсидирования, большим количеством аффилированных структур, обладающих, в т.ч. и непрофильными активами. Со стороны указанных монополий наблюдается постоянное давление на государство, направленное на регулярное и ощутимое повышение цен и тарифов на их продукцию и услуги. В последние годы рост данных тарифов вносит определяющий вклад в общую инфляцию. В данных условиях эффективная работа естественных монополий является крайне значимой для развития всей экономики в целом.
Основным направлением реформирования естественных монополий является вычленение из их состава той части, которая, собственно, и заключает в себе элемент естественной монополии (это главным образом транспортная инфраструктура), и создание конкурентной среды во всех остальных областях, которые сейчас объединены одной организационной крышей монопольной сферой.
Три основные естественные монополии (РАО «ГАЗПРОМ», РАО «ЕЭС РОССИИ» и «РАО «РЖД») являются хребтом всей экономической и политической системы России, как в геополитическом, так и в экономическом планах. Не менее важна роль и АК «Транснефть», являющейся главнейшим звеном российского сырьевого экспорта (российская внешняя торговля имеет ярко выраженную, гипертрофированную, сырьевую направленность – более 80% экспорта приходится на сырьевые товары). Реформирование указанных четырех монополий будет играть ключевую роль в реализации Энергетической и Транспортной стратегий РФ на период до 2020 г.
Только активное обновление основных фондов, ускоренное развитие инфраструктуры позволит данным компаниям сохранить и усилить свою роль в обеспечении единства и целостности государства, его экономической независимости. В то же время, считаю, что их относительный вклад в доходную часть бюджета по мере развития экономики страны должен постепенно снижаться.
Действительно,
многолетнее удержание
Список литературы