Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 04:56, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим элементом современной экономической системы выступает естественная монополия, явление, находящее отражение в разнообразных сферах человеческой деятельности. Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами. Зарубежные и отечественные экономисты активно работают в направлении изучения данного феномена.

Содержание

Введение ……………………………..…………………………………
3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………

6
1.1 Возникновение, сущность и развитие монополии……………
6
1.2 Особенности и причины возникновения естественной монополии………………………………………………………
13
1.3 Основные проблемы борьбы с естественной монополией и пути решения……………………………………………………
16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ…………………………………………………………….
18
2.1 Необходимость государственного регулирования……………
18
2.2 Особенности государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..
19
2.3 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России……………………………………….
25
Заключение ……………………………………………………………
28
Библиографический список………………. ……………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 110.86 Кб (Скачать файл)

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением  централизации, происходившей в  форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – " Стандарт ойл ", в автомобильной – " Дженерал мотор-с " и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.

Развитие всех видов монополистической  концентрации неуклонно ведет к  тому, что все большая часть  национального дохода и национального  богатства стран сосредотачивается  в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов  у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме  активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

 

Монополии появились и  в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х  годах 19 века ( Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество “Бр.Нобель”, ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово”, “Россуд-Новаль”, военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был не высок.

 

1.2 Особенности и причины возникновения естественных монополий

 

Вид монополии зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественная монополия

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под  виноградники). Сюда также относятся  отрасли инфраструктуры, имеющие  особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Легальные (от лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования  сделанным изобретением. Патентом также  именуется документ, дающий право  на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать  или размножать свои произведения в  течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки - специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации  от естественных монополий) имеются  в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических  выгод. Эти монополии преднамеренно  меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологии;

г) применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы  хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы - картели и синдикаты.

Есть несколько причин существования монополии.

Первая причина: «естественная  монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено  продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное  ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право  на продажу некоего блага. В некоторых  случаях государство оставляет  за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии  могут продавать табак.

Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое»  по структуре и содержанию, то сложилось  уже несколько подходов к его  классификации.

Наиболее известной является классификация типом монополизма  в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической  теории и практики, Лившиц считает  правомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного явления:

  • монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  • технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  • монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  • монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  • естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  • монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.

 

1.3 Основные проблемы борьбы с естественными монополиями и пути решения.

 

Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всяких других монополий, связана  со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:

  1. Монопольное завышение цен.
  2. Непрозрачность компаний-монополистов, отсутствие адекватной информации о затратах и результатах.
  3. Невыполнение (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством.
  4. Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
  5. Низкое качество предоставляемых услуг и невыполнение обязательств.
  6. Наличие явлений перекрестного субсидирования.
  7. Порождение искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.

Исторический опыт свидетельствует  о том, что монополии в тех  или иных формах существовали всегда и всегда, с большим или меньшим  успехом, велась борьба с монополиями  и проявлениями монополизма в  экономике.

Применительно к естественным монополиям традиционно предлагается четыре основные стратегии борьбы с  ними.

Первая — это государственная  собственность и государственное  управление предприятиями. Теоретически, при такой схеме госсектор  устанавливает цены, равные предельным издержкам, а разницу между предельными  и средними издержками восполняет за счет налоговых платежей. Хотя общемировая тенденция состоит в уходе от государственного владения и управления предприятиями, этот способ государственного вмешательства по-прежнему играет важную роль в сфере естественных монополий.

Второй вариант решения  проблемы монополии предполагает сохранение частной собственности, но для покрытия разницы между выручкой при ценах, равных предельным издержкам, и суммарными издержками прибегает к государственным  субсидиям через налоговую систему.

Третий вариант — традиционное регулирование государственной  комиссией, цель которой – сделать  так, чтобы тарифы покрывали издержки с нулевой сверхприбылью.

Четвертый вариант политики — это использование естественной или специально стимулируемой конкуренции. Такая конкуренция превращает естественные монополии в то, что называется состязательным рынком.

Глава 2. Регулирование  естественных монополий.

 

2.1 Необходимость регулирования естественных монополий.

 

В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается  оправданным в тех случаях, когда  определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом  при условии, что конкуренция  между аналогичными предприятиями  невозможна по технологическим и  или экономическим причинам, и  рост объема производства единственного  субъекта сопровождается снижением  удельных издержек (экономия на масштабах).

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания.

 

2.2 Особенности государственного  регулирования естественных монополий  в России.

 

Естественные монополии  в Российской Федерации являются ключевым, базовым элементом для  всей экономики страны. С одной  стороны, это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса. С другой стороны, в структуре  промышленного производства РФ доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой  преобладают расходы на услуги естественных монополий.

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России