Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, контрольная работа
Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.
Введение 3
1. Основные положения ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях» 4
2. Законодательные основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ 8
3. Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций 12
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Содержание
Развитие экономики невозможно представить без участия инвесторов в современных экономических условиях. Наряду с отечественными инвесторами участие в инвестиционном процессе принимают и зарубежные предприятия, банки, государства. Насколько необходимо их участие в управлении российской экономикой? Не возникнет ли ситуация финансовой и экономической зависимости российской экономики от зарубежного капитала? Эти вопросы в первую очередь волнуют экономические власти страны.
Но современная экономическая ситуация вносит свои коррективы – отток большого объема иностранного капитала в конце 2008 г. привел к ухудшению состояния экономики России. Этот факт доказал справедливость утверждения о необходимости привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
Но привлечение иностранных инвесторов определяется, прежде всего, основами законодательства, регулирующими инвестиционный процесс. В отличие от развитых стран, где законодательство в области иностранного инвестирования формировалось не один десяток лет, в Российской Федерации это законодательство еще несовершенно, требует доработки и коррекции.
Все это подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.
Понятие иностранных инвестиций представлено в нормативных актах, монографиях. Сам термин «инвестиции» определен в Федеральном Законе РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта1.
В Федеральном Законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» понятие иностранной инвестиции трактуется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации2.
По международной практике все ИИ делятся на прямые, портфельные и прочие. Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссии ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.
Портфельные инвестиции – вложения капитала в акции заграничных предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации.
Прочие инвестиции – торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг и пр. Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% общего объема инвестиций3.
Основой регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации является ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 09.07.1999.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами в России могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
- иностранные граждане,
лица без гражданства,
- иностранные государства;
- международные организации.
Иностранным инвесторам ст. 3 Закона предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем:
- долевого участия
в предприятиях, создаваемых совместно
с юридическими лицами и
- создания предприятий,
полностью принадлежащих
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретения иных имущественных прав;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной на территории РФ законодательством.
Валюта Российской Федерации используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.
Важный вопрос в законодательстве – гарантии защиты иностранных инвестиций.
Согласно Закону, иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой. Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.
Также иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация (она должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций; должна выплачиваться в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для инвестора).
Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Инвестиционные споры разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РФ.
Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:
- доходов от инвестиций, полученных в том числе и в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;
- сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;
- сумм, полученных инвесторами
в связи с частичной или
полной ликвидацией или
- компенсации, предусмотренные в ст. 8 Закона.
Для хранения денежных средств
иностранные инвесторы могут им
Внутрироссийская правовая база осуществления иностранных инвестиций – это ряд законов, указов Президента и конкретных ведомственных инструкций.
Отдельно можно выделить ряд нормативных актов, регулирующих иностранное инвестирование косвенно. К ним, прежде всего, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс (в трех частях), Налоговый Кодекс.
К нормативным актам
прямого регулирования
В целом, правовое регулирование ИИ в РФ основано на действии закона «Об иностранных инвестициях» - он наиболее полно регулирует разнообразные аспекты деятельности ИИ.
Рассмотрим другие нормативно-правовые документы, которые регулируют ИИ в той или иной степени, косвенно.
Гражданский Кодекс (часть третья) регулирует отношения инвестирования с участием иностранных инвесторов в общем порядке, в главе 6 «Международное частное право». Так, в статье 1186 утверждается общее правило определения правовой базы регулирования отношений, связанных с участием иностранных лиц: право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации4.
Важное значение имеет пункт ГК РФ о правовых основах регулирования деятельности юридического лица с иностранным участием: к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо5.
В целом в
области отношений между
Налоговый Кодекс
регулирует деятельность иностранных
инвесторов в части уплаты налогов
и некоторые формы
Так, исследователи Е. Н. Пономарева и Е. В. Голубцова6, согласно действующему законодательству, определяют три основных формы организации коммерческой деятельности ИИ: создание отдельного юридического лица с полным или частичным участием иностранного капитала (дочерней компании), действие через постоянное представительство (филиал), ограниченное присутствие без образования постоянного представительства.
Налоговый Кодекс определяет понятие постоянного представительства (филиала). Под постоянным представительством иностранного юридического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 306 НК РФ для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
- с пользованием
недрами и (или)
- с проведением
предусмотренных контрактами
- с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащей этой организации или арендуемых ею складов;
- с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности, традиционно не образующей постоянное представительство7.
В основном в
НК РФ содержатся некоторые налоговые
нормы для иностранных
В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115 – ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот закон закрепляет гарантии равноправия концессионеров, и, в частности, указано, что концессионерам, в том числе концессионерам – иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих концессионерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности продукцией и доходами.
Информация о работе Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России