Закон стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин инфраструктура был использован в экономи¬ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе¬чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

1. Проблемы формирования рыночной инфраструктуры

 

1.1 Сущность и происхождение инфраструктуры рынка

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия:

1) Инфраструктура, как вся систему обслуживания (предоставление услуг производству и населению);

2) Инфраструктура - система производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

3) Инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного  производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Инфраструктура  рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение  оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационное  оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

 

1.2 Основные элементы инфраструктуры рынка

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная  система и коммерческие банки;

4) эмиссионная  система и эмиссионные банки;

5) система регулирования  занятости населения и центр  государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные  технологии и средства деловой  коммуникации;

7) налоговая  система и налоговая инспекция;

8) система страхования  коммерческого хозяйственного риска  и страховые компании;

9) специальные  рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные  и государственные объединения  (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная  система;

12) профсоюзы  работающих по найму;

13) коммёрческо-выставочные комплексы;

14) система высшего  и среднего экономического образования;

15) аудиторские  компании;

16) консультативные  (консалтинговые) компании;

17) общественные  и государственные фонды, предназначенные  для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

 

1.3 Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России и пути их решения

Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России заключаются в существенном отставании по уровню и качеству оказываемых торгово-посреднических и кредитно-финансовых услуг субъектам рыночной экономики, что в настоящее время является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности во многих производственных отраслях экономики, не способствует развитию малого бизнеса, не стимулирует привлечение иностранного капитала.

При общем уровне развития рыночной инфраструктуры страны, характерна неравномерность и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающаяся в различно степени развитости ее отдельных элементов, а также неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам страны.

В связи с тем, что  в новых условиях происходит изменение  методологии управления экономикой на всех уровнях - народнохозяйственном, отраслевом, региональном, меняются требования к экономическому механизму регулирования воспроизводственного процесса при переходе к развитым рыночным отношениям. Необходима разработка новых теоретических и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Одна из глобальных проблем  российской инфраструктуры рыночной экономики - теневая экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. В России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип "все запрещено". Сегодня не существует чистой, легальной, "белой" экономики. Произошла тотальная криминализация всей экономики. Другой вид преступной деятельности, без которой не обойтись - это сокрытие доходов. При сегодняшних налоговых ставках ни одно предприятие, ни один бизнесмен не может работать, не укрывая налоги.

Несовершенное законодательство - это камень преткновения для успешного развития нашей экономики. При проведении экономических реформ необходимо обновить всю законодательную базу, которая полностью соответствовала бы сложившимся экономическим отношениям в нашей стране.

Пути решения проблем формирования и развития рыночной инфраструктуры. В настоящее время перед научными и практическими работниками встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, как на уровне России в целом, так и на уровне ее административно-территориальных образований.

Поскольку незаинтересованность предприятий в условиях рынка  вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с длительными сроками  окупаемости и жесткая финансово-кредитная  полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть, забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления.

Без разработки концепции  и программы развития рыночной инфраструктуры, а также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.

Чтобы определить пути решения  проблем необходим анализ современной ситуации и обобщение мнений специалистов для обоснования направления развития основных элементов системы рыночной инфраструктуры и обеспечения их реализации с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.

Направления анализа современной рыночной инфраструктуры:

1. Развитие рыночной инфраструктуры в системе экономики:

  • анализ структуры производства с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценка уровня насыщения рынка товарами и услугами;
  • анализ условий экономического роста;
  • расширение производственно-технологических мощностей;
  • привлечение новых производств в интересах повышения уровня социально-экономического развития;
  • стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсного потенциала;
  • оценка возможности привлечения дополнительных финансовых источников для развития рыночной инфраструктуры, расширения ее экономического потенциала и его обновления с целью приведения его в соответствие с современными требованиями мирового рынка;
  • оценка развития конкурентной среды в инфраструктурной сфере:
  • оценка возможностей рыночной инфраструктуры в эффективном обслуживании межрегиональных и внешнеэкономических связей;

2. Развитие торгово-посреднической  инфраструктуры:

  • анализ состояния материально-технической базы оптовой и розничной торговли, сферы рыночных услуг;
  • анализ состояния материально-технической базы транспортной системы;
  • анализ состояния материально-технической базы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией;
  • финансово-кредитная сфера, уровень ее развития и роль в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения.

3. Развитие внешнеэкономической инфраструктуры:

  • анализ интересов в развитии внешнеэкономических связей;
  • анализ эффективности внешнеэкономических связей.

4. Прогнозирование спроса  на потребительские товары и услуги:

  • прогноз денежных доходов населения и структуры расходов;
  • прогноз изменения цен на потребительские товары и услуги и определение условий, необходимых для их стабилизации;
  • прогноз распределения потребительских групп по уровню доходов и анализ предпочтений по различным доходным группам.

5. Оценка влияния региональных  органов власти на активизацию  развития рыночной инфраструктуры:

  • координация деятельности предприятий рыночной инфраструктуры в целях усиления их кооперации для создания благоприятного предпринимательского климата в экономике и повышения конкурентных позиций
  • стимулирование предпринимательской деятельности в сфере рыночной инфраструктуры и ее малых форм;
  • непосредственное финансовое и организационное участие в формировании системы рыночной инфраструктуры;
  • координация деятельности областных, городских и районных органов власти в интересах развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры.

6. Совершенствование  правовой основы развития рыночной  инфраструктуры:

  • анализ действующего законодательства с позиций его соответствия современным требованиям рыночной инфраструктуры;
  • разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере развития рыночной инфраструктуры;
  • совершенствование областных и местных правовых положений и нормативов в сфере развития рыночной инфраструктуры;
  • приведение в соответствие областных и местных правовых положений и нормативов.

Информация о работе Закон стоимости