Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой – товарное производство страны. Предмет курсовой работы – экономические отношения товарного производства. Цель работы рассмотреть закон стоимости, выполняющий определенные функции в товарном производстве.
Задачи:
- рассмотреть понятие и функции закона стоимости,
- определить роль закона спроса в товарном хозяйстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….. 3
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ……………………………………………………………..…….. 5
1.1 Сущность товарного производства…..…………………………. 5
1.2 Понятие и формы, функции закона стоимости……..…..…...…. 10
2. РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ В ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ….…. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Стимулирующая роль закона тесно связана с его ролью  регулятора производства и потребления.

В отношении производства эта роль проявляется через отклонение цен товаров от их стоимости. Если цены и стоимость совпадают, это  указывает на то, что производство данного товара соответствует общественным потребностям и такое положение  требует сохранения. Если цены поднимаются  выше стоимости, это свидетельствует  о недостатке нужных обществу товаров. Такой недостаток устраняется благодаря  тому, что производство дефицитных товаров дает их производителям дополнительный доход в виде разницы между  повышенной ценой и стоимостью. Этот доход, в свою очередь, дает средства для привлечения дополнительных факторов, необходимых для увеличения объема производства.

Рыночные системы обладают механизмом саморегулирования, который  включает в себя не только спрос  и предложение товаров и услуг  и равновесную (рыночную) цену, но и конкуренцию.

Государственное регулирование: антимонопольное законодательство. Система свободного предпринимательства  основывается на убеждении, что конкуренция  наилучшим образом служит интересам  всех членов общества. Когда предприниматели  заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе  рынков, потребители только проигрывают  от такой конкуренции. В результате цены искусственно завышаются, и потребители  вынуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред экономике  в целом, так как уровень цен  на товары и услуги определяет предложение  и наиболее эффективный способ производства.

В экономической теории стоимость  товара принято выражать формулой          

Ст = МЗ+НП+ПП

где: МЗ – материальные затраты, то есть стоимость средств производства, потребленных   в   данном  процессе   производства,   перенесенная на     вновь

созданный товар;

НП – необходимый продукт, представленный в форме зарплаты работников предприятия;

ПП – прибавочный продукт, то есть та часть стоимости товара, которая определяет доходы предприятия и государства.

С образованием цены производства рыночные цены колеблются вокруг цен  производства.

На рынке особое значение имеет равновесная цена как результат  взаимодействия спроса и предложения, как результат рыночного равновесия. Причем, механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения  к совершенству и идеалу, которые  полностью никогда не достигаются.

Играя роль регулятора производства и потребления, закон стоимости  одновременно действует как распределитель ресурсов и произведенных товаров. Он способствует распределению ресурсов между отраслями,  в результате чего часть ресурсов из отраслей, производящих избыточное количество товаров. Под  воздействием изменений в спросе и предложении товаров и соответствующих  цен идет распределение произведенных  товаров между покупателями как  потребителями товаров.

Распределение ресурсов и  произведенных товаров идет на основе учета общественных потребностей и ресурсных возможностей. Так что закон стоимости играет и учетную роль. Он заставляет предприятия учитывать стоимость товаров, как индивидуальную, так и общественную, сравнивать их и принимать соответствующие решения.

Учетная роль закона стоимости  делает стоимость мерилом богатства, представляющего собой всю совокупность имеющихся в обществе товаров. Но поскольку стоимость проявляется  через цены, то именно они используются для измерения национального  богатства.

Каково главное условие нормального развития макроэкономики - такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос?

Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство  объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации  и, во-вторых, соответствие друг другу  структур этих макроэкономических объектов. Речь идет об объективном экономическом  законе пропорционального развития макроэкономики. Закон выражает условие  существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного  поддержания соответствия объемов  и структуры совокупных величин  спроса, предложения и производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Товар - это продукт труда, произведенный для обмена, способный удовлетворять конкретные потребности. Товар должен быть полезными и должен обладать способностью обмениваться на другие товары, что формирует следующее свойство товара – стоимость.

Потребительная стоимость - это способность продукта или услуги удовлетворять потребности субъекта или нации в целом благодаря своим свойствам. Потребительские свойства товара могут удовлетворять либо производственные, либо личные потребности.

Закон стоимости это особенный экономический закон, выражающий внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общественно необходимым трудом, затраченным на производство товара (с учетом условий его воспроизводства), и ценами товаров в условиях относительного соответствия спроса и предложения.

Закон стоимости выполняет три функции:

- функцию дифференциации производителей и оставляет на рынке самые эффективные фирмы: те, у которых индивидуальные затраты труда выше общественно необходимых, разоряются;

- он является стимулятором развития производительных сил и достижения производством нового, более высокого технико-технологического уклада;

- закон стоимости становится регулятором пропорций национального производства, которые складываются вследствие переливов капиталов из одной отрасли в другую и в новые отрасли.

В рыночной экономике она  является всеобщим инструментом механизма  хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен  достигается взаимосвязь всех элементов  социально-экономической системы  современного общества.

Экономическая сущность стоимости состоит в том, что она:

- является ориентиром в стоимости производства товаров;

- выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее  эффективность;

- выполняет стимулирующую функцию;

- выполняет распределительную функцию.

Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью  потребностей различных слоев и  групп общества, их доходы, жизненный  уровень регулируется многогранными  процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен.

Закон стоимости выражает условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебное пособие, издание 3-е, переработанное, дополненное. Новосибирск: «Модус», 2006.
  2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. -  М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 672 с.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. – М.: ИНФРА-М, 2007. -480 с.
  5. Нуриев Р., Авдашова С. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики №11, 2004 г.
  6. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
  7. Седов В.В. Экономическая теория. Часть 1. 2002 г.
  8. Современная экономика под редакцией О.Ю. Мамедова, изд. 2-е, Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
  9. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

 

 


Информация о работе Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства