Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
В контексте развития человеческого потенциала занятость рассматривается как главное условие для самореализации человека, как гарант поддержания его приемлемого уровня жизни и социальной безопасности. В этой связи одним из главных приоритетов государственной политики является обеспечение занятости населения и повышение ее эффективности. Вместе с тем социально-трудовые процессы выступают интегрированной частью общеэкономического развития, поэтому решение этой задачи во многом предопределяется общей направленностью реформ социально-трудовой сферы, темпами и масштабами структурных преобразований производства, уровнем инвестиционной активности.
Примечание. Источник: собственная разработка
Вместе с тем анализ показывает, что увеличение общего уровня занятости населения обусловлено его ростом в городах, а село по-прежнему теряет кадры. В целом за 2001-2007 гг. численность работающих в городах и поселках городского типа увеличилась на 5,6% и составила 3586,0 тыс. человек. В сельской местности она сократилась за этот период на 17,7%- 859,3 тыс. человек (табл. 1).
Таблица 1. Динамика занятого населения в разрезе городской и сельской местности
Год | Всего,
тыс. чел. |
В том числе: | Уровень занятости населения, % к трудовым ресурсам | |||
город | село | всего | город | село | ||
2001 | 4441,0 | 3397,1 | 1043,9 | 74,0 | 72,6 | 78,6 |
2001 | 4417,4 | 3391,1 | 1026,3 | 72,7 | 71,6 | 76,7 |
2002 | 4380,8 | 3402,5 | 978,3 | 71,7 | 71,2 | 73,7 |
2003 | 4339,3 | 3400,8 | 938,5 | 70,7 | 70,5 | 71,1 |
2004 | 4316,3 | 3413,0 | 903,3 | 69,8 | 70,1 | 68,6 |
2005 | 4349,8 | 3443,4 | 906,4 | 70,0 | 70,3 | 69,0 |
2006 | 4401,9 | 3525,2 | 876,7 | 70,7 | 71,7 | 66,8 |
2007 | 4445,3 | 3586,0 | 859,3 | 71,2 | 72,6 | 65,9 |
Примечание. Источник: [4, с. 75]
Уровень городской занятости на 2007 г. составил 72,6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65,9%, хотя в период 2000-2003 гг. он был выше, чем в городе. Сельское население оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства [14, c. 75-76].
Острота проблемы сельской занятости в значительной степени определяется спецификой отраслевой структуры рабочих мест в сельской местности, отсутствием новых сфер приложения труда и возможностей создания новых рабочих мест из-за низкого уровня развития социальной инфраструктуры, а так же наличием экономических барьеров для развития сельского предпринимательства и фермерских хозяйств. Следует отметить, что снижение уровня сельской занятости также во многом обусловлено исчерпанием демографической базы села, продолжающимся миграционным оттоком трудоспособных граждан в города. Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные проблемы в восполнении трудовых ресурсов в сельской местности.
Впервые за годы реформ во всех регионах республики наметился рост занятости населения в городских поселениях. Однако более 43% общего прироста обеспечено за счет увеличения численности работающих в г. Минске, где сконцентрировано значительное число динамично развивающихся предприятий, более развита социальная инфраструктура. Относительно высокий темп прироста городской занятости в 2007 г. характерен и для Брестской области (2,6%), в других же регионах страны он составил от 1,6-1,8% в Витебской и Гродненской до 0,5-0,7% - в Минской и Гомельской областях. Вместе с тем сохраняется проблема сокращения занятости и как следствие - высокий уровень безработицы в малых городах. На начало 2008 г. из 184 малых и средних городских поселений в 112 (61% их общего числа) уровень безработицы превышал средний показатель по республике. С особенной остротой проблемы занятости проявились в 29 городских поселениях с устойчиво высокой безработицей, почти в два раза превышающей средний областной уровень[14, c.76].
Острой является проблема неэффективной занятости населения, что проявляется в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика большинства предприятий направлена на сохранение персонала, недопущение массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости типичен высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. В 2000 г. уровень скрытой безработицы, проявляемой в форме вынужденной неполной занятости, в целом по экономике составлял 10% от среднесписочной численности работников, в 2002 г. - 14.1%. Только в 2002 г. общие потери рабочего времени достигли 22,5 млн. человеко-дней, что равнозначно невыходу на работу 89 тыс. чел. В последующие годы эффективность использования рабочей силы заметно улучшилась. В 2007 г. число работавших в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилось до 122 тыс. чел., или 3.4% среднесписочной численности работников. Общие потери рабочего времени уменьшились до 1.4 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 5 тыс. чел. Безусловно, сокращение масштабов вынужденной неполной занятости в последние годы во многом обусловлено наращиванием объемов производства и активизацией процесса создания новых рабочих мест.
Одним из главных резервов привлечения рабочей силы и создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства и занятости в сфере услуг. Нужно признать динамичность процесса трансформации отраслевой структуры занятости в направлении усиления ее социальной направленности. В приложении Б представлена диаграмма, которая характеризует отраслевую структуру занятости населения республики в 2007 году. Численность работающих в сфере услуг возросла с 2201,8 тыс. в 2000 г. до 2389,4 тыс. чел. в 2007 г. Доля занятых соответственно увеличилась с 49,6 до 53,8%. Однако темпы прироста численности персонала в большинстве социальных отраслей по-прежнему низки при нарастающих темпах увеличения спроса на труд в промышленности и строительстве [14, c.78].
Ведущей отраслью экономики остается промышленность, где сегодня сосредоточено 26,5% всех работников. Динамика занятости в этой отрасли с 2005 г. характеризуется ростом численности работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличилась потребность промышленности в кадрах и заметно активизировался процесс создания новых рабочих мест. При этом структурные процессы сопровождаются ростом производительности труда и увеличением численности занятых в ее наукоемких отраслях.
Наиболее острой остается проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, которая за 2001-2007 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. до 435,4 тыс. человек. Уровень занятости в этой отрасли снизился с 14,1 до 9,8% к общей численности работающих в экономике.
Одной из динамично развивающихся в последние годы отраслей является строительство. В 2001-2007 гг. в отрасли наблюдалась устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшения финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с З12,3 тыс. до 368,8 тыс. человек, а их доля - соответственно с 7 до 8,3%.
Рост занятости в какой-то мере обусловлен более высокой оплатой труда в отрасли, которая в 2007 г. в 1,2 раза превышала среднереспубликанский уровень, что сдерживало отток кадров из строительных организаций. Сохранение занятости в строительстве связано и с более высокой вероятностью получения жилья, а также с возможностью получения дополнительного нерегламентированного заработка и неформальной строительной работы. Вместе с тем проблема вынужденной неполной занятости актуальна и для строительного производства. Ее масштабы заметно сократились по сравнению с 2000 г., но и сегодня достигают 9,5.% среднесписочной численности работников, что почти в три раза выше, чем в среднем по республике.
На современном этапе заметно активизировалась и межотраслевая мобильность рабочей силы в сфере услуг. В приложении А представлены данные о динамике численности работников в сфере услуг за 2001-2007 гг. Как показал анализ, основной прирост работников в сферу услуг обеспечивается за счет расширения занятости в торговле и общественном питании. Численность работников в этой отрасли за 2001-2007гг. увеличилась на 120 тыс. и составила 606,8 тыс. чел., или 13,7% к общей численности занятых в экономике.
Относительно высокие темпы роста численности занятых наблюдаются также в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания, наметилась тенденция увеличения численности кадров на транспорте.
Вместе с тем сложной остается ситуация в отраслях социально-культурного комплекса. В последние годы удалось преломить негативную тенденцию сокращения численности работников в сфере культуры. Однако в искусстве продолжается устойчивое сокращение кадров.
Одним из индикаторов благополучия общества является уровень развития здравоохранения. Вместе с тем темпы прироста численности работников в этой отрасли крайне низкие (0,2% к 2007 г.). Невысокий рост занятости - в основном следствие реструктуризации медицинской помощи: сокращения недостаточно эффективно-используемого коечного фонда в сочетании с созданием амбулаторно-консультативных отделений больниц, а также перераспределения стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, сокращения фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.
Образование - одна из ключевых отраслей, формирующих основу интеллектуального потенциала общества, определяющих качественный состав рабочей силы. Вместе с тем сегодня в этой отрасли наметилась тенденция к сокращению численности работников. Существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги играет профессиональная ориентация населения, которая сегодня смещена в пользу высшей школы. Однако потребность предприятий в специалистах с высшим профессиональным образованием ниже, чем соответствующее предложение на рынке труда. Так на современном белорусском рынке труда наблюдается устойчивый избыток педагогов, товароведов, экономистов, бухгалтеров, юристов. Особенно невысок спрос на специалистов со средним специальным образованием. В то же время ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров, специалистов по отдельным профессиям. Имеется дефицит специалистов таких профессий, как врачи, инженеры-конструкторы, инженеры-программисты, инженеры-электронщики, инженеры-строители. Предприятия промышленности испытывают потребность в токарях, фрезеровщиках, электромонтерах, слесарях, наладчиках оборудования и др. Высоким и устойчивым спросом пользуются квалифицированные рабочие-строители (каменщики, кровельщики, монтажники, штукатуры и др.), а также водители автомобилей, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, трактористы [11, c. 67].
Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация наблюдается в науке и научном обслуживании. Продолжается устойчивая тенденция сокращения численности работников в этой отрасли - на 18,2% за 2001 -2007 гг. По сравнению с дореформенным периодом она уменьшилась в 3,5 раза. Надо признать, что интенсивность выбытия работников несколько снизилась: темп сокращения численности занятых в науке и научном обслуживании в 2007 г. составил 0,3% против 2,5% в 2004 г. Несомненно, в значительной мере этому способствовало повышение уровня оплаты труда научных работников.
Проанализировав динамику занятости можно сделать вывод, что за последние годы, а именно, начиная с 2004 наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа занятых в экономике. Возросла численность работающих в сфере услуг, в промышленности, в строительстве. Однако в сельском хозяйстве все еще существует проблема занятости. Следует также отметить, что в таких отраслях сферы услуг как наука и научное обслуживание, культура и искусство продолжается устойчивая тенденция сокращения численности работников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Безусловно, достижение эффективной занятости требует определенного времени и дополнительных финансовых средств, но только лишь финансовых мер для решения проблем в этой сфере недостаточно. Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышения конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирования трудовой миграции, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. При этом важно, чтобы государственное регулирование занятости не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем занятости предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций.
3.2.
Государственное
В настоящее время сложились два варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы. Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. В условиях переходной экономики при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости должна строиться по второму типу, что определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.